К
Дело № 12-105/2021
Р Е Ш Е Н И Е
17 июня 2021 года г. Тамбов
Судья Советского районного суда г.Тамбова Барун Н.В.,
рассмотрев жалобуАдминистрации города Тамбова Тамбовской области на постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьякова А.А. от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьякова А.А. от 23 апреля 2021 года юридическое лицо Администрация города Тамбова Тамбовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация города Тамбова обратилась в суд с жалобой, указав, что строительство специализированной площадки для складирования снега является весьма затратным мероприятием и бюджетное финансирование на данные цели в 2020-2021 годах предусмотрено не было. Кроме того указано, что принятие дополнительных бюджетных обязательств невозможно, в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на цели, связанные со строительством данного объекта, так как бюджет принят с дефицитом. Отмечено, что Администрация г. Тамбова, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете городского округа на эти цели. В распоряжении Администрации города Тамбова дополнительные бюджетные ассигнования на выполнение данных работ, на текущий финансовый год, как и в предыдущем периоде, отсутствует. В материалах дела не имеется доказательств того, что Администрация г. Тамбова осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Также отмечено, что при проведении лабораторных исследований было установлено, что размещенные снежные массы относятся к V классу опасности, в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, относятся отходы, которые практически неопасны. Кроме того, лабораторные исследования, направленные на определение степени негативного воздействия на окружающую среду Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области не производились. Указано, что взыскиваемая сумма подлежит оплате за счет средств бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов, направленных на обеспечение выполнения полномочий городского округа. Данные денежные средства носят целевую направленность, и их взыскание может повлечь неисполнение социальных обязательств администрации города Тамбова перед населением города Тамбова. В условиях дефицита и муниципального долга бюджета городского округа - город Тамбов взысканная сумма штрафа является значительной для администрации города Тамбова. Ввиду отсутствия грубого нарушения правил, умысла в действиях Администрации г. Тамбова, отсутствие какого-либо вреда, тяжелого финансового состояния, просит отменить постановление от 23.04.2021 и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель Администрации города Тамбова по доверенности Галанова С.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо государственный инспектор отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьяков А.А. в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на жалобу с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.19.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 статьи 8.2 предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора 19.03.2021 /р/Т было организовано рейдовое мероприятие на территории г. Тамбова, г. Котовска и г. Рассказово Тамбовской области. В ходе рейдового мероприятия было обнаружено складирование снега по улице Авиационная (52.740940, 41.393529) с левой стороны от карьера площадьюпримерно 4000 м2. Данная территория для складирования снега определена Администрацией г. Тамбова. Площадка складирования снега на данной территории не оборудована водонепроницаемым покрытием, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию, не огорожена и не имеет ливневки для отвода талых вод в ливневую канализацию.
Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках плановой проверки 16.03.2021 был произведен отбор проб отходов в виде снега для анализа биотестирования отходов снега совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ» по Тамбовской области.
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, 16.03.2021 установлен V класс опасности отхода снега, чем нарушены положения ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.19.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вина Администрации города Тамбова в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно:протоколом об административном правонарушении от 19.04.2021, в котором подробно изложено событие административного правонарушения; актом планового (рейдового) осмотра от 19.03.2021, в соответствии с которым выявлены нарушения экологических требований.
Таким образом, государственным инспектором был сделан обоснованный вывод о наличии вины Администрации города Тамбова Тамбовской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы Администрации города Тамбова о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая характер допущенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, оснований для признания совершенного Администрацией города Тамбова правонарушения малозначительным, не имеется.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны данного правонарушения, и отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В связи с чем, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение Администрации города Тамбова Тамбовской области административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей может свидетельствовать о необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, а также избыточном ограничении его прав.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьяков А.А. от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации города Тамбова Тамбовской области подлежит изменению путем снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Дьяков А.А. от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации города Тамбова Тамбовской области изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.В. Барун
а