Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1188/2023 ~ М-494/2023 от 27.02.2023

Дело № 2-1188/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    05 мая 2023 года                                                                       город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре Шереужевой А.Х.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Правительству Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок, без проведения торгов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Правительству Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок без проведения торгов, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек земельного участка, установлении границ земельного участка.

Исковое заявление мотивировано тем, что согласно архивной копии Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка» Совет решил дать согласие гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков с установлением границ и площади в натуре (на местности) по ул. <адрес> для индивидуального дачного строительства, согласно прилагаемого списка, ФИО1 в указанном списке числится под .

С целью завершения оформления права на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на кадастровом плане территории, однако ему ответчиком в предоставлении государственной услуги было отказано.

Отказ ФИО1 обжаловал в суде. Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2420/2022 административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему земельного участка было удовлетворено частично. Суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление ФИО1

При повторном рассмотрении заявления ФИО1 Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> вновь отказал ему в предоставлении государственной услуги.

Основанием для отказа послужило то, что согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признается целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако исходный земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: «Туристическое обслуживание (код 5.2.1)», желаемый вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан «Ведение садоводства», что является нарушением п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ.

ФИО1 стало известно, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером . Сведения о местоположении границ этого земельного участка и его площади внесены в ЕГРН на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.».

Границы испрашиваемого ФИО1 земельного участка № , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> сформированы в соответствии с проектом по землеустройству по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес> в 2014 году, считает, что земельный участок с кадастровым номером сформирован и его границы установлены с существенным нарушением закона и его прав.

ФИО1 просит признать за ним право на завершение оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м., на основании Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка»; признать незаконным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.» в части наложения на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м.; установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м. в соответствии с представленными координатами и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, с кадастровым номером , внесенные ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости, в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м..

В судебное заседание истец явился, иск поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме.

Ответчики Департамент по имущественным и земельным отношения <адрес> и Правительство Севастополя о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Суд установил, что согласно архивной копии Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка» Совет решил дать согласие гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков с установлением границ и площади в натуре (на местности) по ул. <адрес> для индивидуального дачного строительства, согласно прилагаемого списка, а также предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ через лицензированную землеустроительную организацию выполнить проекты отводов и предоставить в Качинский поселковый Совет соответствующие материалы для принятия решения в установленном порядке.

Согласно архивной выписки из приложения к указанному решению двадцать седьмой сессии шестого созыва Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец ФИО1 числится в списке под .

Согласно проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , подготовленный им в 2013 году. Указанный проект имеет отметку Главного управления Госкомзема в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ с входящим -ПО.

В указанном проекте землеустройства имеется заключения Главного управления Госкомзема <адрес> -ПО от ДД.ММ.ГГГГ, положительное заключение Управления архитектуры и градостроительства Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, письмо Государственной инспекции сельского хозяйства в г. Севастополе вх. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым нарушений земельного законодательства во время принятия решения Качинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче разрешения гражданам на отведение земельных участков в <адрес>, не выявлено.

Согласно Заключению Управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ целевое назначение земельного участка установлено как индивидуальное дачное строительство, а проект землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу: <адрес> (Осипенко), – согласован.

Кроме того, данный проект имеет согласование необходимых органов по охране зон инженерных коммуникаций и коммунальных сооружений. Ограничения и обременения на данный земельный участок отсутствуют.

Согласно выкопировке из генерального плана города и градостроительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,1 га по адресу: г. Севастополь, <адрес> (Осипенко), № расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационной застройки (дачной рекреации).

Как следует из пояснительной записки к проекту землеустройства по выделению земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу г. Севастополь, <адрес>, , земельный участок не освоен, расположен на землях рекреационного назначения, предоставленных для индивидуального дачного строительства. Земельный участок никому не выделялся, правоустанавливающие документы на землю не выдавались. На момент проведения землеустроительных работ здания и сооружения на земельном участке отсутствуют.

Местоположение углов внешних границ землепользования обследовано, установлено и согласовано по фактическому их положению на местности в присутствии землепользователя и смежных землепользователей.

По результатам геодезических измерений составлен кадастровый план земельного участка с указанием каталога координат, смежеств, мер линий, дирекционных углов площади земельного участка.

Между тем, решение о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность ФИО1 уполномоченным государственным органом не было принято по причине принятия <адрес> в состав Российской Федерации, в связи с чем ФИО1 не успел завершить процедуру приватизации спорного земельного участка.

С целью завершения оформления права на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на кадастровом плане территории (вх. № ГУ-16708/20 от ДД.ММ.ГГГГ) приложив следующие документы: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в 4-х экземплярах, копию паспорта; заверенную копию Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка» и архивную выписку из списка граждан в отношении себя.

    В ответ на вышеуказанное заявление ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление об отказе № ГУ-исх-512/21.

Основанием для отказа послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства <адрес>, согласно которому предоставленная схема расположения указанного земельного участка не может быть согласована в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка действующей градостроительной документации, т.к. согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ : в проектируемой зоне курортно – рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, иные сведения: водоохранная зона.

Указанный отказ ФИО1 обжаловал в суде.

Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2420/2022 административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему земельного участка было удовлетворено частично.

Судом признано незаконным уведомление Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-512/21 об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, .

Суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление вх. № ГУ-16708/2020 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд также обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> уведомить суд и административного истца о принятом решении.

Согласно решению Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2420/2022 в отношении спорного земельного участка к сложившимся правоотношениям в силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ подлежит применению статья 51 Земельного Кодекса Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в части того, что к землям рекреационного назначения относятся земельные участки предоставленные для дачного строительства, а также с учетом согласованного проекта землеустройства в установленном законом порядке, с получением положительных заключений всех необходимых в тот момент времени инстанции, у административного ответчика не имелось законных оснований в отказе предоставления ФИО1 государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, .

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об исполнении решения Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-2420/2022 и повторном рассмотрении моего заявления об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1 000 кв.м. на кадастровом плане территории.

    В ответ на вышеуказанное заявление ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для отказа послужило то, что согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признается целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако исходный земельный участок с КН имеет вид разрешенного использования: «Туристическое обслуживание (код 5.2.1)», желаемый вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан «Ведение садоводства», что является нарушением п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Имея намерение завершить процедуру бесплатной приватизации земельного участка для индивидуального дачного строительства по адресу г. Севастополь, <адрес>, , которая не была завершена истцом до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>, к компетенции которого относится, в том числе, предоставление в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, с соответствующим заявлением.

В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью <адрес>.

Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления, распоряжения собственностью <адрес>» в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя» определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации управления и распоряжения собственностью <адрес>», все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

    Законодательным Собранием <адрес> принят Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона -ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

Согласно положений пунктов 6-8 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, граждане, заинтересованные в приобретении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и её ориентировочный размер. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочиям, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

В соответствии с положениями части 8 статьи 186, статьи 186-1 Земельного Кодекса, разработанный проект по отводу земельного участка подлежит согласованию в установленном законом порядке, после чего земельный участок может быть предоставлен в собственность на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Согласно статье 51 Земельного Кодекса Украины (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) к землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и иных населенных пунктов, научно-туристических и экологических троп, маркованых трас, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристических оздоровительных станций, детских и спортивных лагерей, иных аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения иных объектов стационарной рекреации.

В соответствии со статьей 12.1. Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и <адрес> значения Севастополя» (в ред. Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ФКЗ) установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Порядок завершения оформления прав на земельные участки урегулирован Законом <адрес> -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений».

Согласно статье 12 указанного Закона, завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и <адрес> значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 6 статьи 12 Закона <адрес> -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений», основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, являются: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно пунктов 9, 10 Порядка передачи в собственность, аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления <адрес> принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 12 Закона -ЗС, Департамент в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Приватизация, исходя из положений ст. ст. 217, 218 ГК РФ, является одним из способов приобретения гражданами или юридическими лицами права собственности на имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, соответственно, во-первых, как и по любому другому основанию право собственности на имущество в порядке приватизации приобретается гражданином только при наличии у него правоспособности, которая в соответствии с частью 2 статьи 17 ГК РФ возникает в момент его рождения и прекращается смертью, а, во-вторых, учитывая положения ст. ст. 15, 25, 26 ЗК РФ, право собственности на земельный участок по приватизации возникает исключительно в порядке и по основаниям, установленным Главой V ЗК РФ.

Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд принимает во внимание то, что ФИО1 в порядке, предусмотренном земельным законодательством Украины обращался с соответствующим заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке бесплатной приватизации, в результате чего получил разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, разработал указанный проект и представил его в Главное управление Госкомзема в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка, однако завершить оформление права на него не успел.

Также суд принимает во внимание и то, что согласно ст. 12 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона -ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (ч. 1), заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ч. 7).

    Суд также принимает во внимание то, что Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка», которым ФИО1 дано согласие на разработку проекта по отводу земельного участка не оспорено и не отменено.

Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании права на завершение оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м., на основании Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка» подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования о признании незаконным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.» суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 33.1. ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Обжалуемое распоряжение -РДЗ принято Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, истец узнал о вынесении указанного распоряжения в декабре 2022 года, исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

    Из сообщения об отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стало известно, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 149214+/-179 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: «Туристическое обслуживание (код 5.2.1)», адрес: г. Севастополь, <адрес>, 39.

Согласно сведений из выписки ЕГРН в отношении земельного участка с кадатсровым номером сведения о местоположении границ этого земельного участка и его площади внесены в ЕГРН на основании межевого плана, составленного кадастровым инженером ФИО2, составленного на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадстровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.».

Вместе с тем, границы спорного земельного участка площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , сформированы в соответствии с технической документацией по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) 2013 года, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО5 имеет следующие координат:

Номер точки

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, запись о правообладателе отсутствует.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 74 был утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

1) принятие решения исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками (срок действия решения об утверждении Схемы составляет 2 года);

2) письменный мотивированный отказ в утверждении Схемы.

Процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения заявителем:

- распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с утвержденной Схемой;

- уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (с указанием оснований такого отказа).

Пунктом 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе

- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса России;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;

- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичное правило содержится и в статье 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию со смежными землепользователями, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В материалах дела отсутствует согласие на формирование нового земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, суд соглашается с позицией стороны истца о том, что земельный участок с кадастровым номером , включающий в себя спорный земельный участок истца, сформирован и его границы установлены на основании Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.» (что никем из участников по делу не оспорено), то есть после момента регистрации технической землеустроительной документации ФИО1 на спорный земельный участок и без его согласия.

В связи с чем, распоряжение Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.» в части наложения на спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м. принято с нарушением установленной процедуры и подлежит признанию незаконным.

По смыслу искового заявления истцом заявлено требование об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , касающихся только в части включения в состав данного участка границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м., поскольку истцом каких-либо доводов о незаконности сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером в остальной части не указано и не заявлено.

Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и площади земельного участка, в части включения в состав земельного участка, принадлежащего ответчику, границ земельного участка, принадлежащего истцу.

Оценивая требования об установлении границ земельного участка Истца в соответствии с проектом землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства, суд считает их подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу положений ст. ст. 1,7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости подлежат сведения о местоположении его границ.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно части 7 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», (далее № 221-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 указанного Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части статьи документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 № 221-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ Пленума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В данном случае из заключения кадастрового инженера ФИО5 усматривается, что границы спорного земельного участка, были определены кадастровым инженером в соответствии с проектом землеустройства по отводу земельного участка в координатах:

Номер точки

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на завершение оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м., на основании Решения Качинского поселкового Совета «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. <адрес>, согласно прилагаемого списка».

Признать незаконным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, площадью 176 818 кв.м.» в части наложения на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м..

Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м. со следующими координатами:

Номер точки

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, 39, с кадастровым номером , внесенные ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости, в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , площадью 1000 кв.м., со следующими координатами:

Номер точки

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья/подпись

Копия верна:

Судья                                                                                Ю.И. Макоед

2-1188/2023 ~ М-494/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Норенко Виктор Сергеевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Правительство Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Макоед Юлия Игоревна
Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2023Дело оформлено
12.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее