Дело 2-983/2024 Решение в окончательной форме
УИД: 51RS0007-01-2024-001516-47 изготовлено 16 июля 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ковалевской Н.А.,
с участием прокурора Лапухова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Апатиты в защиту интересов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Прокурор города Апатиты в защиту интересов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
В обоснование требований указано, что на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области имеется бесхозяйный объект недвижимого имущества – проезд с кадастровым номером <.....> (дата постановки на учет 16 октября 2023 г.), протяженностью <.....> м, расположенный по адресу: <адрес>, назначение – сооружение транспорта и связи. Постановлением администрации г. Апатиты от 12 августа 2022 г. № 1361 данный объект признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования г. Апатиты. Вышеуказанный объект в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области и муниципальной собственности не учитывается, регистрация права собственности на него не производилась. 16 октября 2023 г. указанный выше объект принят на учет как бесхозяйный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области. Права на указанный объект не зарегистрированы, Комитетом по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (далее – КУИ администрации г. Апатиты) меры о признании права муниципальной собственности на спорный объект до настоящего времени не реализованы. Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйное сооружение транспорта и связи нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку собственник объекта не определен.
На основании изложенного просит признать право собственности муниципального образования муниципального округа город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – проезд с кадастровым номером <.....> протяженностью <.....> м, расположенный по адресу<адрес>
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц администрации г. Апатиты, КУИ администрации г. Апатиты, МКУ г. Апатиты «УГХ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в своё отсутствие, согласно представленных отзывов решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просил дело рассмотреть в его отсутствие и указал, что спорный объект недвижимости не учитывается в реестре государственного имущества Мурманской области.
Представитель заинтересованного лица межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в своё отсутствие, согласно представленному отзыву в реестре федерального имущества спорный объект недвижимости не учитывается, в связи с чем управление не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются гражданским законодательством.
Защита гражданских прав осуществляется путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил права собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пунктов 13 и 14 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Приказом Росреестра от 15 марта 2023г. № П/0086, принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ.
После принятия на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него в срок не позднее пяти рабочих дней орган регистрации прав направляет уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно абзацу 1 части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в суд с соответствующим заявлением вправе обратиться прокурор.
В силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, принятого Апатитским городским Советом от 23 июня 2005 г., на администрацию города в сфере транспортного обслуживания возложены функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Апатиты и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом города Апатиты.
Как установлено в судебном заседании, 27 мая 2022 г. комиссией администрации г. Апатиты был выявлен объект недвижимого имущества, имеющий признаки бесхозяйного: проезд на территорию вдоль земельного участка <адрес>, что следует из акта № 1 от 27 мая 2022 г.
Согласно сведениям межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерства имущественных отношений, Управления Росреестра по Мурманской области, ГОКУ «Центр технической инвентаризации», КУИ администрации г. Апатиты, в реестрах федерального имущества, государственного имущества Мурманской области и муниципальной собственности не учитывается, регистрация права собственности на указанный выше объект недвижимого имущества не производилась.
Постановлением администрации г. Апатиты Мурманской области №1361 от 12 августа 2022 г. с учетом постановления администрации г.Апатиты Мурманской области № 1970 от 13 ноября 2023 г. данный объект признан бесхозяйным объектом недвижимого имущества и включен в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования г. Апатиты Мурманской области.
16 октября 2023 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области вышеуказанный объект с кадастровым номером <№> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества (номер записи <№>).
Также в судебном заседании установлено, что по истечении года со дня постановки на учет объект недвижимого имущества, права на него в установленном порядке не зарегистрированы, объект продолжает являться бесхозяйным, что следует из выписки из ЕГРН, правообладателем значится администрация муниципального образования муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области.
КУИ администрации г. Апатиты, уполномоченный на осуществление функций по обращению в суд с исками о признании права муниципальной собственности на основании пункта 3.1.3 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 28 апреля 2015 г. № 101, меры о признании права муниципальной собственности на указанный выше объект до настоящего времени не реализованы.
Анализируя обстоятельства дела и исследованные доказательства, суд считает установленным, что собственник указанного в заявлении прокурора недвижимого имущества, неизвестен, при том, что на протяжении более одного года с момента постановки в установленном законом порядке вышеуказанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, какие-либо лица о своих правах на эти объекты не заявили.
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением не противоречит нормам действующего законодательства, обусловлено необходимостью создания условий для надлежащего технического обслуживания и содержания бесхозяйного объекта, а также функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса на территории муниципального образования, контролем за сооружением с целью предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таком положении, учитывая, что оборотоспособность объекта, указанного в заявлении прокурора, законом не запрещена и не ограничена, а поэтому его нахождение в муниципальной собственности не противоречит требованиям действующего законодательства, приобретение права муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией муниципальной собственности на этот объект направлено на решение вопросов местного значения, принимая во внимание соблюдение установленного порядка признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем считает их подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 262-263, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора города Апатиты в защиту интересов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь –удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – проезд с кадастровым номером <.....> (дата постановки на учет 16 октября 2023 г.), протяженностью <.....> м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для регистрации права собственности за муниципальным образованием город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области на объект недвижимого имущества – проезд с кадастровым номером <.....> (дата постановки на учет 16 октября 2023 г.), протяженностью <.....> м, расположенный по адресу: <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Алексеева