Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-314/2022 от 26.04.2022

№ 21-314/2022

РЕШЕНИЕ

18 мая 2022 года                               г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» М.В.Х. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно - Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» (далее - ООО «СГЦ «Вишневский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда, состоявшиеся в отношении ООО «СГЦ «Вишневский», отменить, ссылаясь на их незаконность.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 18 мая 2022 года, в суд не явился.

Перед началом судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении слушания по делу. Ходатайство обосновано наличием в штате юридического лица двух юристов, один из которых болеет, второй - занят в другом процессе с выездом в другой регион.

Указанное ходатайство в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ разрешено и отклонено, со ссылкой на то, что обществом не представлено доказательств в подтверждение доводов, изложенных в ходатайстве. Более того, занятость юриста в другом судебном процессе основанием для удовлетворения ходатайств не является, поскольку юридическое лицо могло заключить соглашение с иным защитником, его интересы в судебном заседании мог представлять законный представитель.

Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания С.О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении доводов жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 10 ст. 8.2. КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Из п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Из изложенного следует, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшиеся, использованные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, а также размещенные юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который под кодом 1 12 510 01 33 3 включен «Навоз свиней свежий» и под кодом 1 12 510 02 29 4 «Навоз свиней перепревший».

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения административного расследования должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что ООО «СГЦ «Вишневский» является собственником объекта негативного воздействия на окружающую среду - свинокомплекса, расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Железнодорожный разъезд № 20, ул. Дружбы, д. (код объекта ).

Основным видом деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» является разведение свиней. В процессе производственной деятельности общества образуются отходы III и IV классов опасности, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов (навоз свиной свежий, навоз свиней перепревший), в связи с чем, у юридического лица имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по ведению учета этих отходов, что в нарушение приведенных выше норм обществом не сделано.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Оренбургской области в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечения общества к административной ответственности по этой норме.

Факт совершения ООО «СГЦ «Вишневский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и судья районного суда сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При изложенных обстоятельствах действия ООО «СГЦ «Вишневский» правильно квалифицированы по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

То обстоятельство, что общество использует свиной навоз в виде органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества указанных выше отходов и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей.

Вопреки доводам жалобы, навоз свиней свежий и навоз свиней перепревший, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестают быть отходами, поскольку входят в Федеральный классификационный каталог отходов и являются отходами III и IV классов опасности.

Ссылка общества на письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2016 года и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2016 года и 23 октября 2017 года подлежит отклонению, поскольку данные письма не отменяют и не изменяют требования Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по делу актов в части назначенного наказания.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, требований ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, финансового положения ООО «СГЦ «Вишневский» и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, отнесенного к категории среднего предпринимательства, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 декабря 2021 года подлежат изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 07 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» изменить, снизить размер штрафа с 200 000 рублей до 100 000 (сто тысяч) рублей. В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу директора ООО «СГЦ «Вишневский» М.В.Х. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда          Е.Н. Каширская

21-314/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Каширская Елена Николаевна
Статьи

ст. 8.2 ч.10 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
28.04.2022Материалы переданы в производство судье
18.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022Дело оформлено
24.05.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее