Дело № 2-101/2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
9 июля 2010 года
Федеральный Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре Мелехиной Е.А., с участием
представителя процессуального истца заместителя прокурора Юрлинского района Бурда Е.Ю.,
представителя ответчика Перебатовой З.М., заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 5»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов Кониной Елены Николаевны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Юрлинский детский сад № 5» о признании действий незаконными, взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика в пользу Кониной Е.Н. 5 881, 75 рублей, указывая следующее. Конина Е.Н. была принята в МДОУ «Юрлинский детский сад № 5» на должность младшего воспитателя. Из договора следует, что ее заработная плата состоит из должностного оклада, доплаты до МРОТ (минимального размера оплаты труда), а также других выплат, если позволяет фонд оплаты труда.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера.
В соответствии с вышеуказанными требованиями закона именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов, базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью выработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ так же без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
При проверке начисления заработной платы Кониной Е.Н. с 1 января 2009 года до января 2010 года установлено, что оно произведено с нарушением требований трудового законодательства РФ - при полной отработке месячной нормы рабочего времени заработная плата в пределах МРОТ рассчитывалась с учетом районного коэффициента, а также других компенсационных выплат.
В адрес руководства внесено представление, в удовлетворении требований прокурора отказано.
Прокурор Юрлинского района просит взыскать с ответчика в пользу Кониной Е.Н. за период с января 2009 года до января 2010 года 5 881, 57 рублей.
В судебном заседании истец в лице его представителя Бурда Е.Ю. изменил предмет требований, просил взыскать с ответчика в пользу Кониной Е.Н. заработную плату (с учетом компенсационной доплаты за вредность в предусмотренных коллективным договором случаях и районного коэффициента) за период с января 2009 года по июнь 2010 года, за фактически отработанное время (без учета отпусков и больничных), в соответствии с действующим законодательством.
Истец Конина Е.Н. поддержала позицию процессуального истца, озвученную в судебном заседании.
Представитель ответчика Перебатова З.М. заявила о правомерности поставленных требований. Дополнительно отметила, что с мая 2010 года начисление 15% осуществляется на минимальный размер оплаты труда, а в июне произведена доплата районного коэффициента за март и апрель 2010 года.
Компенсационная доплата за вредность является ежемесячной обязательной доплатой младшим воспитателям, помощникам воспитателей (в связи с работой с химическими дезинфицирующими веществами) и поварам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Ш** - бухгалтера предприятия - работодателя, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Конина Е.Н. состоит в трудовых отношениях с муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Юрлинский детский сад № 5» с 1981 года, выполняет работу младшего воспитателя, помощника воспитателя.
Приведенные обстоятельства установлены из копии трудовой книжки Кониной Е.Н., трудового договора, приказов, табелей учет рабочего времени.
Согласно лицевым счетам начисления Кониной Е.Н. за полный рабочий месяц (до марта 2010 года) не превышали 4 330 рублей, в которые входили и районный коэффициент, и выплаты за сверхурочную работу, и компенсационная надбавка в размере 10% (за вредность).
Данное обстоятельство противоречит положениям трудового законодательства, в том числе, ст.133 ТК РФ (минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда) и ст. 129 ТК РФ, которая определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работы в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из совокупности приведенных норм следует, что размер должностного оклада, определяющего месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст.133 Трудового кодекса, без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Основные принципы правового регулирования трудовых правоотношений, закрепленные в ст.2 ТК РФ, предусматривают гарантированное обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, минимальный должностной оклад работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2009 года установлен в 4 330 рублей.
Из выше приведенных положений следует также, что компенсационные выплаты начисляются сверх минимального размера оплаты труда.
Младшему воспитателю, помощнику воспитателя установлена компенсационная надбавка за вредность в размере 10 % от тарифной ставки (должностного оклада), это следует из содержания коллективного договора. Заявлено представителем ответчика, соответствует содержанию приведенных документов то, что данная надбавка является обязательной, должна начисляться ежемесячно, поскольку связана с вредным характером работы (работой с дезинфицирующими веществами, в том числе, хлорамином).
Разрешая требование о взыскании районного коэффициента, суд приходит к следующему.
Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п.5 раздела 3 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 года (применительно к 2010 году аналогичные рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии от 4 декабря 2009 года), обязательными для применения на территории Российской Федерации являются, в числе прочего, размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных ставок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ.
Для принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР.
Постановлением от 2 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих», утвержденным Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секреториатом ВЦСПС введены районные коэффициенты в размере 1, 15 в районах и городах Пермской области.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональную надбавку.
Как следует из представленных ответчиком сведений об оплате труда истца, ее заработная плата состоит из оклада и доплаты за вредность, вознаграждение за выслугу лет и персональная надбавка не начисляются.
Таким образом, (применительно к рассматриваемому иску) законодательно установлено начисление районного коэффициента на сумму должностного оклада и доплаты за вредность.
Учитывая изложенное, суд находит требования истцов, заявленные в судебном заседании, правомерными и подлежащими взысканию за восемнадцать месяцев (с января 2009 года по июнь 2010 года) 15 693, 92 рублей в соответствии с расчетом, приложенным к решению.
Суд находит целесообразным производить взыскания с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 5» за вычетом налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством, поскольку данное учреждение является налоговым агентом - лицом, на которое Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст.24 НК РФ).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 5» в пользу Кониной Елены Николаевны 15 693 (пятнадцать тысяч шестьсот девяносто три) рубля 92 копейки за вычетом налогов в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение десяти суток.
Федеральный судья
Юрлинского районного суда Н.Н.Дереглазова