Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3216/2023 от 13.06.2023

Дело № 2-3216/2023

УИД 74RS0010-01-2022-002165-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2023 года город Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Кульпина Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шикуновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Министерства здравоохранения Челябинской области к Швед <данные изъяты> о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ иском к Швед Н.В. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами.    

В обоснование заявленных исковых требований указано, что между Швед Н.В. и Министерством здравоохранения Челябинской области заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте 50 лет являющимися гражданами РФ, по условиям которого истец в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2020 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предоставляет медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату, а медицинский работник обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы в ГБУЗ «Районная больница г.Верхнеуральск» на условиях, установленных трудовым договором от 18.06.2018 года №69.

Исчисление пятилетнего срока начинается с момента заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В соответствии с трудовым договором, ответчик Швед Н.В. обязуется исполнять трудовые обязанности в должности <данные изъяты>.

Истцом исполнены условия договору, Швед Н.В. перечислена сумма единовременной компенсационной выплаты в размере 500000 рублей. Ответчиком обязательства по договору не исполнены, поскольку трудовой договор между Швед Н.В. и работодателем прекращен <дата обезличена> года на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации- по инициативе работника.

Указывает, что ответчику в соответствии с условиями договора подлежало вернуть в бюджет Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду: с даты прекращения трудового договора в размере 364 310, 34 рублей.    

В адрес Швед Н.В. была направлена претензия №03/9606 от 11.10.2022 года, которая ответчиком не была удовлетворена.

На основании изложенного просит удовлетворить заявленные исковые требования, взыскать с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты в размере 364 310, 34 (л.д.5-7).

Представитель истца Министерства здравоохранения Челябинской области участие в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.149).

    

Ответчик Швед Н.В. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением по всем известным суду адресам. Конверты вернулись с отметкой «истек срок хранения» (л.д.153, 154, 155), в связи с чем суд считает извещение ответчика соответствующим ст.ст. 113, 117 ГПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 67, 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, суд считает, что указанное извещение в силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. п. 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" считается доставленным адресату.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Районная больница г.Верхнеуральск» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания, заблаговременно были размещены на интернет-сайте Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области (л.д. 156).

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд приходит к вывод об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Исходя из положений части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.

В соответствии с частью 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1868-О, от 27 октября 2015 года N 2483-О).

Судом установлено, что 18 июня 2018 года Швед (Токарева) Н.В. на основании трудового договора <номер обезличен> принята на работу в ГБУЗ «Районная больница г.Верхнеуральск» в должности <данные изъяты> (л.д.8-13).

<дата обезличена> года между Министерством здравоохранения Челябинской области и Швед (Токаревой) Н.В. заключен договор <номер обезличен> о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику (л.д.14-17).

Предметом настоящего договора является предоставление единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета медицинскому работнику в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере, предусмотренном п.2.1.1 договора.

С указанными положениями ответчик была согласна, о чем свидетельствует ее подпись.

Согласно п. 2.1.1 договора, Минздрав Челябинской области обязан обеспечить предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей в течение 30-ти дней со дня заключения настоящего договора.

Пунктами 2.2 и 3.2 вышеуказанного договора, стороны определили обязанности медицинского работника проработать в течении пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным или муниципальным учреждением; возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. В случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока.

Факт исполнения Министерством здравоохранения Челябинской области условий договора подтверждается платежным поручением <номер обезличен> от <дата обезличена> года на сумму 500 000 рублей (л.д.18).

Согласно заключенному договору, ответчик Швед (Токарева) Н.В. должна была отработать в медицинском учреждении в течение пяти лет, однако, в соответствии с приказом о расторжении трудового договора <номер обезличен> от <дата обезличена> года, последняя уволена по собственному желанию в соответствии с п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.23).

Таким образом, Швед (Токарева) Н.В. не отработала в течение пяти лет по основному месту работы, в соответствии с заключенным договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Министерство здравоохранения Челябинской области направило в адрес ответчика Швед (Токаревой) Н.В. претензию от 11.10.2022 года, в которой просило возвратить часть единовременной денежной выплаты в размере 374 310, 34 рублей в срок до 25.10.2022 года (л.д.24-25). Однако указанные требования истца не были исполнены ответчика.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались в ходе судебного разбирательства.

Швед Н.В. заключая договор от 17.07.2018 года на предоставление единовременной компенсационной выплаты, добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее пяти лет по трудовому договору, заключенному с конкретным государственным учреждением здравоохранения, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока, возвратить часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, и, поскольку ответчик уволилась по собственному желанию, не исполнив при этом обязанности отработать предусмотренные договором 5 лет, суд приходит к выводу о взыскании денежных средств компенсации пропорционально не отработанному времени, с учетом добровольно возмещенных сумм.

Таким образом, сумма, подлежащая возврату составляет 374 310, 34 рублей.

Определяя размер компенсационной выплаты, подлежащей взысканию с ответчика, суд соглашается с суммой задолженности, определенной истцом в размере 374 310, 34 руб., не оспоренной ответчиком.

Разрешая требования о взыскании с ответчика Швед (Токаревой) Н.В. в пользу истца Министерства здравоохранения Челябинской области процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 88 011, 36 рублей, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что единовременная компенсационная выплата, представленная ответчику Швед (Токаревой) Н.В. в 2015 году в рамках Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» носит социальный характер.

Подпунктами "в" и "г" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий (в том числе):

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации Части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта,

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 февраля 2012 года N 46 "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" утвержден Порядок заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплат. Форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты является приложением к Порядку.

В пункте 2.1.6 Формы договора о предоставлении ЕКВ сказано, что в случае просрочки исполнения обязательства по возврату части единовременной компенсационной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1.5 настоящего договора, медицинский работник обязуется уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда денежные средства должны быть возвращены, до дня их возврата.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, как правовыми нормами, так и положениями договора от 18.06.2018 года предусмотрена принятая на себя добровольно ответчиком обязанность в случае неисполнения обязательства по своевременному возврату единой компенсационной выплаты уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда денежные средства должны быть возвращены, до дня их возврата.

Определяя размер процентов за пользование чужими денежными средствами суд принимает во внимание представленный истцом расчет, который судом проверен и является арифметически правильным, основанным на материалах дела и им не противоречит, а также полагает необходимым взыскать проценты в размере 88 011, 36 руб.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика Швед (Токаревой) Н.В. в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 7573 рубля.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства здравоохранения Челябинской области удовлетворить.

Взыскать с Швед <данные изъяты> (паспорт гражданина РФ серии <номер обезличен>, номер <номер обезличен> в пользу Министерства здравоохранения Челябинской области (ИНН <номер обезличен>, ОГРН <номер обезличен>) часть единовременной компенсационной выплаты в размере 349 310 рублей 34 копейки, проценты за пользование денежными средствами в размере 88 011 рублей 36 копеек, всего: 437 321 (четыреста тридцать семь триста двадцать один) рубль 70 копеек.

Швед <данные изъяты> (паспорт гражданина РФ серии <номер обезличен>, номер <номер обезличен>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7 573 (семь тысяч пятьсот семьдесят три) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

    

Председательствующий: / подпись /

Мотивированное решение суда изготовлено 07 августа 2023 года.

2-3216/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство здравоохранения Челябинской области
Ответчики
Швед Надежда Викторовна
Другие
ГБУЗ "Районная больница г. Верхнеуральск"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области
Судья
Кульпин Евгений Витальевич
Дело на сайте суда
magord--chel.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.06.2023Передача материалов судье
14.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
08.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее