Мировой судья Сабылина О.В.
РЕШЕНИЕ
06 мая 2024 года г.Новокуйбышевск
Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Рыжкова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица Румянцева В. К. – Назаровой Н.Б. на постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 18.03.2024 года (мотивированное постановление от 21.03.2024) о привлечении должностного лица – заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В. К. <данные скрыты> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевск Самарской области от 18.03.2024 (мотивированное постановление от 21.03.2024) Румянцев В.К., являясь должностным лицом - заместителем главы г.о.Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства, привлечен к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Защитник должностного лица Румянцева В.К. – Назарова Н.Б., не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области, просит его отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указав, что Федеральный закон от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разделяет понятия содержания автомобильной дороги и сохранность автомобильной дороги. Так содержание автомобильной дороги –комплект работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст.3 ФЗ №257- ФЗ). Сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание её эксплуатационных свойств и безопасное использование (п.20 ст.3 ФЗ №257-ФЗ). Объектом правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В должностные обязанности Румянцева В.К. входит организация контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог (п.3.4 должностной инструкции). Организация и обеспечение безопасности дорожного движения не входит в должностные обязанности Румянцева В.К., соответственно он не может являться субъектом правонарушения. Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Обязанность, возложенная на администрацию как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, положениями приведенных выше норм, выполнена в полном объеме путем передачи функции содержания дорог местного значения специально созданному для этого учреждению - МБУ «Благоустройство». В г.о. Новокуйбышевск в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере организации благоустройства и озеленения территории городского округа создана некоммерческая организация, финансируемая из бюджета г.о. Новокуйбышевск - МБУ «Благоустройство». В соответствии с Уставом МБУ «Благоустройство» для достижения установленных целей учреждение осуществляет, в частности, подметание улиц и уборку снега (п. 2.2.2), содержание и текущий ремонт автомобильных дорог (п. 2.2.9). Учреждение обязано выполнять муниципальное задание, которое формируется и утверждается администрацией городского округа. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Уставом несет директор Учреждения. Поскольку обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на МБУ «Благоустройство», ему предоставляется финансирование для выполнения соответствующих работ, то именно оно является ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицо, ответственное за содержание дорог, в данном случае это МБУ «Благоустройство». Кроме того, судом отмечено, что наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от недостаточности финансирования на исполнение обязанностей, возложенных законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностными лицами администрации и МБУ «Благоустройство» неоднократно направлялись письма о недостаточном финансировании дорожной деятельности, однако, ввиду дефицита бюджета финансирование выделялось не в полном объеме. В настоящее время в соответствии с постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 07 декабря 2012 № 4123 «Об утверждении перечня и идентификационных номеров автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Новокуйбышевск» в г.о. Новокуйбышевск 254 автодороги общего пользования местного значения протяженностью 223,98 км, в том числе 75 автодорог 4 категории протяженностью 114,39 км и 75 автодорог 5 категории протяженностью 109,59 км. Финансирование содержания автодорог должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск № 1926 от 02.08.2022 «О нормативах финансовых затрат и правилах расчета размера ассигнований бюджета городского округа Новокуйбышевск на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения». Исходя из вышеизложенных нормативных актов на содержание автодорог общего пользования местного значения из бюджета г.о. Новокуйбышевск должно выделяться финансирование в размере 196 301 тыс.руб. (в ценах 2017 года), а муниципальной программой «Развитие транспортной сети г.о. Новокуйбышевск на 2023-2025 годы» на 2024 год предусмотрено финансирование в размере 97 002 тыс.руб., то есть более чем в 2 раза меньше от необходимых потребностей. Вышеуказанное является юридически значимым для дела обстоятельством, позволяющие применить в рамках данного дела об административном правонарушении положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание должностное лицо - заместитель главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцев В.К. не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании защитник должностного лица Румянцева В.К. – Назарова Н.Б., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям, просила, постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску старший государственный инспектор - Тютерев В.С. с доводами, изложенными в жалобе защитника должностного лица Румянцева В.К. – Назаровой Н.Б. не согласился, просил оставить оспариваемое постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Новокуйбышевск Самарской области Сабылиной О.В. без изменения.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Новокуйбышевска- помощник прокурора Серебрякова И.А. согласно предоставленным в суд возражениям, просила постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Новокуйбышевск Самарской области от 18.03.2024 по делу об административном правонарушении <№> оставить без изменения, а жалобу представителя должностного лица – заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. – Назаровой Н.Б. без удовлетворения.
В судебное заседание представитель МБУ «Благоустройство» не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав защитника должностного лица, представителя ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску и прокуратуры г. Новокуйбышевска, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, что предусмотрено ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей и иными документами.
Часть 1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного муниципального городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Согласно п.п. 8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA-III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 см, на дорогах категории IV - не более 2 см.
В силу п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств, на тротуарах.
В соответствии ч.ч. 1,2 ст. 45.1 Федерального закона №131-Ф3, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования регулируют вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Устава городского округа Новокуйбышевск, утвержденного Постановлением Новокуйбышевской городской Думы от 19.05.2005 № 102 к вопросам местного значения г.о. Новокуйбышевск относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.01.2024 года прокуратурой г. Новокуйбышевска в рамках прокурорской проверки с привлечением специалиста - старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Новокуйбышевск Тютерева В.С., а также с участием заместителя руководителя департамента городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск Абрамова С.Ю., главного инженера МБУ «Благоустройства» Голикова А.А. установлено следующее:
Напротив дома №4/1 по ул. Егорова - нарушение п. 8.4 ГОСТ Р 50597- «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно наличие рыхлого (уплотненного) снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств толщиной слоя более 12 (8)см.
Напротив дома №18 по ул. Егорова - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. пешеходного перехода).
Напротив дома №1 корпус 3 по ул. Пирогова - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 20 м. от остановочного пункта маршрутных транспортных средств).
Напротив дома № 6 по ул. Пирогова - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. от пешеходного перехода).
Напротив дома №1 по ул. Пирогова - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. от пешеходного перехода).
Напротив дома № 1 Б по ул. 50 лет НПЗ - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. от пешеходного перехода).
Напротив дома № 2 по ул. Свердлова (дублер) - нарушение п.п. 8.5 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», наличие снега и зимней скользкости на тротуаре и подходах к пешеходному переходу, а также формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10м. от пешеходного перехода).
По пр. Победы напротив дома №2 по ул. Карбышева - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10м. от пешеходного перехода).
По пр. Победы напротив дома №25 по ул. Маяковского - нарушение п.п. 8.6- 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. от пешеходного перехода).
При этом, согласно п. 8.1 и п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) на автомобильных дорогах общего пользования IV категории отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения и составляет не более 6 часов, а зимней скользкости на автомобильных дорогах общего пользования IV категории - с момента ее обнаружения и составляет не более 6 часов.
Установлено и никем не оспаривается, что автомобильные дороги общего пользования в границах г.о. Новокуйбышевск относятся к IV категории.
В соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ представленные доказательства мировой судья признал допустимыми, достоверными и достаточными для вывода о виновности должностного лица- заместителя главы г.о.Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица.
В соответствии с Распоряжением главы городского округа Новокуйбышевск от <Дата> <№> Румянцев В.К. назначен на должность заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства
Согласно п.п. 3.4,3.6 должностной инструкции заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства, утвержденной главой г.о. Новокуйбышевск, заместитель главы организует работу и осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог, контролирует вопросы организации благоустройства территории городского округа.
Таким образом, должностное лицо – заместитель главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцев В.К. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Доводы защитника привлекаемого к ответственности лица о том, что должностное лицо – заместитель главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцев В.К. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и необоснованно привлечено к административной ответственности, своего подтверждения установленными по делу обстоятельствами не нашли, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
Бездействие заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К., выразившееся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено, должностное лицо – заместитель главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцев В.К. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы о недостаточности финансирования по обеспечению дорожной деятельности не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения должностным лицом обязанности по содержанию автомобильных дорог.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2024 года (т.1 л.д.3-8); распоряжением о приеме на работу <№> от <Дата> (т.1 л.д.14), решением о проведении проверки № 16 от 23.01.2024 года (т.1 л.д.20); актом проверки от 24.01.2024 года (т.1 л.д.21-22); фотоматериалами (т.1 л.д.98-180), должностной инструкцией муниципального служащего высшей должности муниципальной службы категории «руководители» заместителя главы городского округа по вопросам городского хозяйства (т.1 л.д. 201-205), представлением об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения ( т.1 л.д. 216-219), и иными материалами.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Административное наказание назначено должностному лицу – заместителю главы г.о.Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцеву В.К. в соответствии с правилами ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель, приводит доводы, аналогичные тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, в частности, о несогласии с выводами мирового суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и оценкой доказательств, ими произведенной.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Новокуйбышевск Самарской области Сабылиной О.В., от 18.03.2024 (мотивированное постановление от 21.03.2024), вынесенное в отношении должностного лица – заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В. К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника должностного лица - заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В. К. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Н.В. Рыжкова