Дело № 2-88/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тара Омской области 20 марта 2019 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 20 марта 2019 года гражданское дело по иску Холкина Сергея Геннадьевича к ГУ - УПФР в Тарском районе Омской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и его отмене, включении в специальный стаж курсов повышения квалификации, периода нахождения в учебном отпуске, периода прохождения службы по призыву, периодов работы, возложении обязанности назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Холкин С.Г. обратился в Тарский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что согласно решению об отказе в установлении пенсии от 31.01.2019 № 758271/18 установленный уполномоченным органом его педагогический стаж составил 23 года 01 месяц 20 дней. С 29.05.2006 по 11.06.2006; с 07.06.2010 по 18.06.2010; с 02.06.2014 по 11.06.2014; с 12.03.2018 по 23.03.2018 он находился на курсах повышения квалификации, в период с 22.12.2016 по 01.02.2017 он находился в учебном отпуске, что подтверждено ответчиком при рассмотрении его заявления, периоды подтверждаются соответствующими приказами и за ним сохранялась заработная плата. Кроме того, согласно военному билету он с 21.06.1993 по 02.06.1995 проходил службу в Вооруженных силах по призыву. Указанные периоды курсов повышения квалификации, учебный отпуск, а также период военной службы с 01.10.1993 по 02.06.1995, а всего 1 год 10 месяцев 23 дня необоснованно ответчиком не были зачтены в специальный стаж. Просит суд признать решение об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР РФ в Тарском районе Омской области (межрайонное) от 31.01.2019 № 758271/18 незаконным и отменить его. Обязать включить в подсчет специального стажа периоды: с 29.05.2006 по 11.06.2006; с 07.06.2010 по 18.06.2010; с 02.06.2014 по 11.06.2014; с 12.03.2018 по 23.03.2018 нахождения на курсах повышения квалификации; с 22.12.2016 по 01.02.2017 нахождение в учебном отпуске; с 01.10.1993 по 02.06.1995 прохождение военной службы по призыву. Обязать назначить пенсию в соответствии с требованиями п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.11.2018.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования дополнил, просил суд признать незаконными и отменить решения ГУ-УПФР в Тарском районе Омской области № 758271/18 от 14.02.2019 года и от 06.03.2019 года, обязать включить в подсчет специального стажа периоды его работы в должности музыкального руководителя в пионерском лагере «Мечта» с 10.06.1990 года по 25.08.1990 года, с 10.06.1991 года по 25.08.1991 года, с 10.06.1992 года по 25.08.1992 года и период прохождения им военной службы по призыву с 21.06.1993 года по 02.06.1995 года, обязать назначить ему пенсию в соответствии с требованиями п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.11.2018 года.
В судебном заседании истец Холкин С.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что по состоянию на 01.10.1993 года педагогического стажа, кроме стажа работы в пионерском лагере «Мечта не имел. Педагогического образования он так же на тот момент не имел, так как являлся школьником, работал в период летних каникул. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Тарскому району Омской области по доверенности Гааг Т.В. иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. 18-21), просила в удовлетворении заявленных требований Холкину С.Г. отказать в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
12.11.2018 года Холкин С.Г., полагая, что имеет необходимый 25-летний стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей), обратился в УПФР в Тарском районе Омской области (межрайонное) с заявлением о назначении такой пенсии.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области (межрайонное) № 758271/18 от 31.01.2019 Холкину С.Г. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа работы. На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по представленным документам специальный стаж работы Холкина С.Г. составляет 23 года 01 месяц 20 дней. Продолжительность страхового стажа составляет 25 лет 8 месяцев 15 дней. В специальный стаж Холкина С.Г. учтены: период работы: военная служба по призыву: с 21.06.1993 по 30.09.1993; в должности учителя музыки с 28.09.1995 по 20.08.2001, периоды работы в должности музыкального руководителя с 21.08.2001 по 10.05.2004; с 12.05.2004 по 28.05.2006; с 12.06.2006 по 24.11.2009; с 02.12.2009 по 06.06.2010; с 19.06.2010 по 01.06.2014; с 12.06.2014 по 21.12.2016; с 02.02.2017 по 11.03.2018; с 24.03.2018 по 11.11.2018. Не учтены в специальный стаж периоды работы: военная служба с 01.10.1993 по 02.06.1995; отпуск без сохранения заработной платы: с 11.05.2004 по 11.05.2004; курсы повышения квалификации: с 29.05.2006 по 11.06.2006, с 07.06.2010 по 18.06.2010, с 02.06.2014 по 11.06.2014, с 12.03.2018 по 23.03.2018; учебные отпуска: с 22.12.2016 по 01.02.2017; период карантина: с 25.11.2009 по 01.12.2009 (л.д. 11-12).
14.02.2019 года вынесено дополнительное решение согласно которому в ранее вынесенное решение внесены изменения, в специальный стаж Холкина С.Г. учтены: период работы в должности учителя музыки с 28.09.1995 по 20.08.2001, периоды работы в должности музыкального руководителя с 21.08.2001 по 10.05.2004; с 12.05.2004 по 28.05.2006; с 12.06.2006 по 24.11.2009; с 02.12.2009 по 06.06.2010; с 19.06.2010 по 01.06.2014; с 12.06.2014 по 21.12.2016; с 02.02.2017 по 11.03.2018; с 24.03.2018 по 11.11.2018. Из специального стажа Холкина С.Г. исключен период прохождения военной службы по призыву с 21.06.1993 по 02.06.1995. В остальной части решение об отказе в установлении пенсии от 31.01.2019 № 758271 оставлено без изменения (л.д. 22-23).
06.03.2019 года вынесено дополнительное решение согласно которому в ранее вынесенное решение внесены изменения, в специальный стаж Холкина С.Г. учтены: период работы в должности учителя музыки с 28.09.1995 по 20.08.2001, периоды работы в должности музыкального руководителя с 21.08.2001 по 10.05.2004; с 12.05.2004 по 28.05.2006; с 12.06.2006 по 24.11.2009; с 02.12.2009 по 06.06.2010; с 19.06.2010 по 01.06.2014; с 12.06.2014 по 21.12.2016; с 02.02.2017 по 11.03.2018; с 24.03.2018 по 11.11.2018. Из специального стажа Холкина С.Г. исключен период прохождения военной службы по призыву с 21.06.1993 по 02.06.1995 года, а так же периоды работы в пионерском лагере в должности музыкального руководителя: с 10.03.1990 года по 25.08.1990 года, с 10.06.1991 года по 25.08.1991 года, с 10.06.1992 года по 25.08.1992 года. В остальной части решение об отказе в установлении пенсии от 31.01.2019 № 758271 оставлено без изменения (л.д. 22-23).
Из трудовой книжки Холкина С.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что он работал в должности музыкального руководителя: в пионерском лагере «Мечта» с 10.03.1990 года по 25.08.1990 года, с 10.06.1991 года по 25.08.1991 года, с 10.06.1992 года по 25.08.1992 года в отделе образования Администрации Колосовского района Омской области, с 21.06.1993 по 02.06.1995 проходил службу по призыву, 28.09.1995 принят в Колосовскую начальную школу учителем музыки, уволен 20.08.2001 переводом в Колосовский детский сад, 21.08.2001 принят в МДОУ «Колосовский детский сад» музыкальным руководителем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Право на страховую пенсию по старости, как установлено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее Перечень № 1397 от 17.12.1959 года), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. № 1397).
Как указано выше, согласно трудовой книжки и пояснений истца, он в период с 10.06.1990 года по 25.08.1990 года, с 10.06.1991 года по 25.08.1991 года, с 10.06.1992 года по 25.08.1992 года работал в пионерском лагере «Мечта» отдела образования Администрации Колосовского района Омской области, в должности музыкального руководителя.
В Перечне № 1397 от 17.12.1959 года в «наименовании учреждений и организаций» отсутствует «пионерский лагерь», «внешкольные учреждения», так же в «наименовании должности» отсутствует должность «музыкальный руководитель».
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Разъясняя применение указанного Положения, в Инструктивном письме Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", было указано, что при исчислении стажа работы по специальности различаются: работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет"; работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
К работе по специальности относится во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др. К внешкольным детским учреждениям относятся в том числе, пионерские лагеря.
При этом, какие-либо основания для установления тождества наименования должностей "руководителя кружка" к должности "музыкальный руководитель" отсутствуют.
Кроме того, по смыслу п. п. 1, 2 Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 в педагогический стаж подлежит включению только работа по специальности учителям и другим работникам просвещения, т.е. лицам, имеющим соответствующую специальность (педагогическое образование).
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены требования к квалификации по должности "преподаватель" - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика".
Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правовой статус педагогических работников - это совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что труд педагогических работников обладает особой значимостью для полноценного развития общества и государства, для педагогических работников установлен особый правовой статус, предполагающий особые гарантии и условия для полноценного осуществления ими педагогической деятельности. При этом особое значение имеют меры социальной поддержки педагогов.
Иное означало бы, что меры социальной поддержки и специальные гарантии для педагогических работников могли предоставляться лицам, не имеющим статуса педагогического работника, т.е. не являющимся участниками соответствующих правоотношений.
Как следует из материалов дела, на период работы музыкальным руководителем в пионерском лагере «Мечта» в отделе образования Администрации Колосовского района Омской области в период с 1990 по 1992 год, истец педагогического образования не имел, был школьником. Доказательства иного Холкиным С.Г. суду представлены не были, вопреки требованиям ч.1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (далее Список № 463 от 06.09.1991 года) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком № 463 от 06.09.1991 года в «наименовании учреждений» предусмотрены «внешкольные учреждения».
К внешкольным детским учреждениям согласно Приказа Гособразования СССР от 23.04.1990 № 280 (ред. от 18.07.1990) "Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении" относятся в том числе: «Лагеря: пионерский, оздоровительный, спортивно-оздоровительный, труда и отдыха (загородный, с дневным пребыванием), туристский и другие профильные».
При этом, Списком № 463 от 06.09.1991 года не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "музыкальный руководитель".
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г., содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы периодов иной деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, допускается только при условии прохождения службы и осуществления иной деятельности, в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Холкина С.Г., как установлено судом, имело место с 28.09.1995 г., то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с 21 июня 1993 г. по 02 июня 1995 г.), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, оснований для включения периода периодов работы Холкина С.Г. в пионерском лагере «мечта» в отделе образования Администрации Колосовского района Омской области в должности музыкального руководителя в период с 10.06.1990 года по 25.08.1990 года, с 10.06.1991 года по 25.08.1991 года, с 10.06.1992 года по 25.08.1992 года, а так же военной службы по призыву Холкина С.Г. с 21.06.1993 года по 02.06.1995 года в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей не имеется.
Рассматривая требования Холкина С.Г. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в учебном отпуске суд приходит к следующим выводам.
Согласно справке, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии (л.д. 38) следует, что Холкин С.Г. действительно работает в государственном (муниципальном) учреждении Колосовский отдел образования с 28.09.1995 по 20.08.2001 в должности учителя музыки в структурном подразделении Колосовская начальная школа, с 03.10.2000 по 31.01.2001 в должности музыкального руководителя по совместительству в структурном подразделении МДОУ «Колосовский детский сад», с 21.08.2001 по настоящее время в должности музыкального руководителя в структурном подразделении МДОУ «Колосовский детский сад». С 29.05.2006 по 11.06.2006; с 07.06.2010 по 18.06.2010; с 02.06.2014 по 11.06.2014; с 12.03.2018 по 23.03.2018 он находился на курсах повышения квалификации. С 09.01.2001 по 30.01.2001, с 01.06.2001 по 30.06.2001, с 08.10.2001 по 27.10.2001, с 04.02.2002 по 22.02.2002, с 28.10.2002 по 18.11.2002, с 09.04.2003 по 10.05.2003, с 08.10.2001 по 27.10.2001, с 01.12.2004 по 24.12.2004, с 25.02.2004 по 17.03.2004, с 22.12.2016 по 01.02.2017 - в учебных отпусках.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
При этом судом учитывается, что в периоды нахождения его на курсах повышения квалификации, а также в периоды учебных отпусков за ним было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истца на курсах повышения квалификации, учебных отпусков, работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд.
Таким образом, требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах с 29.05.2006 по 11.06.2006 (13 дней); с 07.06.2010 по 18.06.2010 (11 дней); с 02.06.2014 по 11.06.2014 (09 дней); с 12.03.2018 по 23.03.2018 (11 дней), а также периода нахождения в учебном отпуске с 22.12.2016 по 01.02.2017 (41 день) обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с дополнительным решением от 14.02.2019 № 758271/18/1 специальный стаж работы Холкина С.Г. по состоянию на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составляет 22 года 10 месяцев 10 дней. Продолжительность периодов включенных судом в специальный стаж истца составляет 02 месяца 24 дня.
Учитывая то, что с учетом включенных периодов у Холкина С.Г. не имеется требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях ", суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Оценивая доводы истца о неправомерности действий ответчика по отказу во включении спорных периодов в специальный стаж и назначении пенсии, суд исходит из того, что пенсионный орган, принимая оспариваемое решение, действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, правом толкования законодательства Пенсионный Фонд не наделен, в связи с этим его действия неправомерными признать нельзя, основания для его отмены отсутствуют. В этой части требования истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Холкина Сергея Геннадьевича удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тарском районе Омской области (межрайонное) включить в специальный стаж Холкина Сергея Геннадьевича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29.05.2006 года по 11.06.2006 года; с 07.06.2010 года по 18.06.2010 года; с 02.06.2014 года по 11.06.2014 года; с 12.03.2018 года по 23.03.2018 года и периоды нахождения в учебном отпуске с 22.12.2016 года по 01.02.2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Холкину С.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 20.03.2019 года.
Судья подпись
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Казакова
Секретарь О.М. Клинг