Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-380/2021 от 30.08.2021

Дело №12-380/2021

РЕШЕНИЕ

г. Салехард                                             11 ноября 2021 года

Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Лисиенков К.В., рассмотрев жалобу представителя ООО «Борец-Муравленко» на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шевцова А.В. -Ш от 03.08.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Борец-Муравленко», привлекаемого к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шевцова А.В. -Ш от 03.08.2021 года ООО «Борец-Муравленко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением представителем ООО «Борец-Муравленко» генеральным директором С.Ю. Сосна, подана жалоба на указанное постановление, в которой указал, что довод о предоставлении ответа в электронном виде в адрес Северо-Уральского управления Росприроднадзора оставлен без внимания. При назначении наказания не учтено, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности впервые, а потому может быть признано малозначительным. С учетом изложенного просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «Борец-Муравленко» будучи извещенным надлежащим образом в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в его отсутствие.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Шевцова А.В., считал доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, поскольку все они были учтены при вынесении постановления.

Изучив материалы дела, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора) организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таким мероприятиям относятся в том числе: наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора) без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании задания на проведение мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие департамента с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении регионального государственного экологического надзора, а также при осуществлении государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов от 02.06.2021 составлен Акт проведения такого мероприятия от 18.06.2021 № 131-01/С (далее – акт № 131).

Согласно акту № 131 в ходе проведения мероприятия установлено, что обществом допущено нарушение требований, установленных п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), что выражается в следующем.

Согласно пункта 7 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из пунктов 1 и 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее - Порядок) следует, что:

- отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – отчет, отчет ПЭК) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Исходя из пункта 2.1.35. Положения о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 № 297-П «О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа», данный орган исполнительной власти ЯНАО является уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Форма Отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261, согласно которой в данной форме содержатся сведения об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе:

- результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха: перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов; результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов, в области обращения с отходами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду, согласно действующему законодательству, относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Следовательно, Отчет является информацией о состоянии окружающей среды, вредном воздействии на окружающую среду, о данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, то есть содержит экологическую информацию, которую определенный нормативными правовыми актами круг лиц обязан представлять в порядке и сроки, установленные законодательством об охране окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522 утверждены методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно требованиям статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, ООО «Борец-Муравленко» поставило на региональный государственный учет следующий объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду:

- ООО «Борец-Муравленко», местонахождение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. Энтузиастов, здание 47, выброс вредных загрязняющих веществ от стационарных источников – 11,0329647т/г; III категория; свидетельство о постановке объекта НВОС на учет от 23.03.2018 № CDVKTE80, код объекта: 71-0289-001745-Т.

Таким образом, устанавливается, что общество обязано было сдать в установленном порядке и в установленные сроки экологическую информацию – отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год. Отчет должен был быть предоставлен до 25.03.2021 (включительно) в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент).

В нарушение обязательных требований, установленных пунктом 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, указанная обязанность обществом по предоставлению отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в адрес департамента исполнена не была.

Вина ООО «Борец-Муравленко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом.

Протоколом об административном правонарушении №433-2021/01-С от 21.07.2021 года; Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №CDVKTE80 от 2018-03-23; заданием на проведение мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении регионального государственного экологического надзора, а также при осуществлении государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов от 02.06.2021 года; актом №131-01/С проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении регионального государственного экологического надзора, а также при осуществлении государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов; пояснением представителей ООО «Борец-Муравленко» о причинах непредставления сведений.

Все доказательства, исследованные судом, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, а в своей совокупности они достаточны для признания ООО «Борец-Муравленко» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления должностного лица, судьёй не усматривается.

Как усматривается из представленных материалов дела, при назначении ООО «Борец-Муравленко» административного наказания административным органом требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены.

Доводы жалобы о том, что юрисдикционным органом не дана оценка тому обстоятельству, что отчет был направлен в электронной форме в адрес Северо-Уральского управления Росприроднадзора, являются не состоятельными. Так в обжалуемом постановлении указано, что Согласно п. 3 Порядка, отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с п.2 Порядка, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Таким образом, место представления отчета зависит от категории объекта и уровня надзора.

Для объектов НВОС, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, отчет предоставляется юридическими лицами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности, т.е. в департамент.

Объект НВОС ООО «Борец-Муравленко» подлежит региональному государственному экологическому надзору и поставлен на государственный учет в региональный реестр объектов НВОС, что следует из самого свидетельства о постановке объекта НВОС на учет. Деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, общество не осуществляет.

Таким образом, отчет ПЭК необходимо было направить в установленный срок в адрес департамента.

Суд соглашается с данными доводами юрисдикционного органа.

Доводы относительно признания правонарушения малозначительным учтены юрисдикционным органом и суд соглашается с ними. В частности в обжалуемом постановлении относительно признания правонарушения должностное лицо, вынесшее обжалуемое правонарушение указало, что Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения суды, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействия, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушение охраняемых общественных правонарушений.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 8.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.

Применение института малозначительности административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, поэтому данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств предприятием не представлены.

ООО «Борец-Муравленко» не является некоммерческой организацией, а также согласно сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы, не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, применение положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначение наказания в виде предупреждения, не рассматривается.

Также при рассмотрении не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, позволяющих применить ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Как усматривается из представленных материалов дела, при назначении ООО «Борец-Муравленко» административного наказания административным органом требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены.

На основании изложенного, оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, судья приходит к выводу, что установленный порядок привлечения ООО «Борец-Муравленко» к административной ответственности соблюден, его вина установлена, оснований для отмены постановления от №430-2021/01-Ш от 17.08.2021 года по доводам жалобы или по иным основаниям, не имеется. Наказание назначено в минимальных размерах в соответствии с санкцией ст.8.5 КоАП РФ.

Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора – государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Шевцова А.В. №433-2021/01-Ш от 03.08.2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Борец-Муравленко», привлекаемого к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                                                                 К.В. Лисиенков

12-380/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Борец-Муравленко"
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лисиенков Константин Владимирович
Статьи

ст.8.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
30.08.2021Материалы переданы в производство судье
01.09.2021Истребованы материалы
22.10.2021Поступили истребованные материалы
11.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.12.2021Вступило в законную силу
10.02.2022Дело оформлено
10.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее