Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7903/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-7903/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Хориной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 ноября 2018 года гражданское дело по иску Лапина А.Г. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения,

УСТАНОВИЛ:

Лапин А.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения. В обоснование заявленных требований указано, что истец работал в ООО «...», 20.03.2018 г. уволен на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности штата работников. Встал на учет в ГУ РК «Центр занятости населения г. Сыктывкара». Однако решением Центра в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц отказано в связи с отсутствием исключительных оснований.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по основаниям иска, указав, что иного дохода кроме пособия по безработице у него не имеется, денежные средства необходимы для лечения. Инвалидности, статуса малоимущего не имеет. Устроится на работу не имеет возможности, так как имеются ограничения по поднятию тяжести.

Ответчик своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, в предоставленном отзыве, иском не согласился.

Заслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.

Указанные положения Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в федеральных законах, регулирующих порядок возникновения, изменения и прекращения служебно-трудовых отношений.

Установлено, что Лапин А.Г. по 20.03.2018 года состоял в трудовых отношениях с ООО «...», уволен по инициативе работодателя по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации).

В месячный срок со дня увольнения, а именно 17.04.2018 года Лапин А.Г. обратился в ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Решением ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» от 01.08.2018г. № 2130032/1802 Лапину А.Г. отказано в сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения.

21.06.2018 года ГУ РК «Центр занятости населения г.Сыктывкара» Лапину А.Г. назначено пособие по безработице в размере 5800 рублей.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 Трудового кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Судом установлено, что Лапин А.Г. является получателем пособия по безработице в размере 5800 руб.

Как установлено судом, Лапин А.Г. инвалидом не является, имеет ограничение работ, связанных с подъемом тяжести более 7 кг., малоимущим не признан, дорогостоящее лечение не получает, на иждивении нетрудоспособных лиц не имеет, иного дохода не имеет; при этом, отказался от предложенной работы ... в ООО «..., мотивируя невозможностью поднятия тяжестей более 7 кг., по этим же мотивам не ходил по предложенным вакансиям ... в ООО «...», ООО «...», ООО ... ООО «...», ООО «...», ООО «...». По предложенной вакансии ... МБДОУ «...» Лапин А.Г. также не ходил, мотивируя это тем, что кроме ... работ ничего более не умеет. Заработная плата по предложенным вакансиям составляет от 18000 рублей.

В силу подпункта 9 пункта 15 Стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н, государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает административные процедуры (действия), в том числе, предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей.

Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 31.07.2018 № 3 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2 квартал 2018 года составляет 13071 рублей, при этом истцу предлагалась работа с заработной платой более указанного размера прожиточного минимума.

Документов, подтверждающих самостоятельный поиск работы, истцом не предоставлено.

Таким образом, несмотря на то, что истец был уволен по сокращению штата работников организации, своевременно встал на учет в органах службы занятости, не был трудоустроен, отсутствуют исключительные обстоятельства для получения сохраняемого среднего заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения.

Само понятие слова «исключительность» указывает на то, что не подходит под общее правило, не соответствует обычному порядку вещей, т.е. должны иметь место такие необычные обстоятельства, которые позволяют отступить от общего правила - в данном случае от общего правила сохранения заработка в течение трех месяцев. Сам факт не трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения к таким обстоятельствам не относится, поскольку ничем не отличается от тех обстоятельств, которые имели место в течение первых трех месяцев после увольнения работника.

Вышеуказанная правовая позиция отражена так же в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2014).

В определении от 29.11.2012 № 2214-О Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно. При разрешении рассматриваемой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Наличие у Лапина А.Г. ограничений по поднятию тяжестей не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств для сохранения среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения, поскольку относятся не к объективным, непредвиденным обстоятельствам, так как ограничения, связанные с подъемом тяжести были установлены Лапину А.Г. еще в период его работы плотником в ООО «...», после проведения операции 07.03.2017 года. При постановке на учет в ГУ РК «Центр занятости населения г. Сыктывкара» истцу было известно о наличии у него заболеваний: ..., ограничений по подъему тяжести, однако в заявлении о пожеланиях к будущей работе указано – ....

Таким образом, каких-либо доказательств существования исключительных обстоятельств, в связи с которыми Лапин А.Г. мог бы претендовать на сохранение за ним среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения, суду не представлено.

Кроме того, согласно данным ГУ РК «Центр занятости населения г. Сыктывкара» с заявлением о сохранении за Лапиным А.Г. среднего заработка за пятый и шестой месяц со дня увольнения, истец в Центр не обращался.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление Лапина А.Г. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании права на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения– оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Копия верна:

Председательствующий С.М. Сухорукова

2-7903/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапин Александр Георгиевич
Ответчики
ГУ РК "ЦЗН г. Сыктывкара"
Другие
ООО «ГОРСТРОЙ»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Сухорукова Светлана Мунировна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
26.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2018Передача материалов судье
27.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2018Судебное заседание
28.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Дело оформлено
30.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее