УИД 66RS0025-01-2022-001866-61
Гр.дело №2-216/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Салда 13 апреля 2023 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Юкиной Е.В.,
при секретаре Пунктовой А.А.,
с участием: представителя истца Димитрова А.А.,
представителя ответчика Трифоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Независимого профессионального союза работников производственной и непроизводственной сфер Уральского федерального округа «Солидарность», действующее в интересах Красовских Елены Георгиевны к Публичному акционерному обществу «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
НПС "Солидарность" в интересах Красовских Е.Г. обратился в суд с иском к ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб.
В обоснование иска указано, что Красовских Е.Г. состоит в трудовых отношениях с ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», работает в цехе <....>. Истцу ответчиком предоставлен с 11.10.2022 дополнительный отпуск на санаторно-курортное лечение. Однако, оплата отпуска истцу произведена с нарушением требований трудового законодательства, а именно, сведения необходимые для оплаты отпуска ответчиком были переданы страховщику только 19.10.2022, то есть за пределами установленного законом срока. Денежные средства получены истцом только 24.10.2022. Поскольку со стороны ответчика имело место нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в полном объеме, с ответчика в силу ст. 237 ТК РФ подлежит взысканию компенсация морального вреда.
В судебном заседании представитель НПС «Солидарность» просил удовлетворить исковое заявление, принимая во внимание обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения прав истца и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него обязанности по своевременному направлению документов страховщику для оплаты отпуска, степень причиненных истцу нравственных страданий.
Истец Красовских Е.Г. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ПАО «Корпорация ВМПО-АВИСМА» в судебном заседании исковые требования не признал, полагая, что в позднем предоставлении документов для ФСС имеется вина самого работника, поздно подавшего заявление о выплате отпускных. Требование истца к ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» о компенсации морального вреда в размере 15 000 руб. является чрезмерно завышенным, нарушает принцип разумности и справедливости, и указывает на злоупотребление правом со стороны истца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По смыслу данной правовой нормы сам факт причинения морального вреда работнику при нарушении его трудовых прав предполагается и доказыванию не подлежит.
В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Трудового Кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2).
Форма вины работодателя в причинении работнику морального вреда значения не имеет.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту также Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным федеральным законом случаях.
Данный Федеральный закон в числе основных видов обеспечения по страхованию называет санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно (абзац шестой подпункта 3 пункта 1 статьи 8).
В соответствии с пунктом 32 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286, оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков.
Страхователь не позднее чем за 2 недели до дня начала отпуска застрахованного лица представляет страховщику по месту регистрации по форме, утверждаемой страховщиком, сведения, необходимые для оплаты отпуска застрахованного лица, включающие в себя сведения о застрахованном лице, сведения, содержащиеся в приказе о предоставлении отпуска, сведения, касающиеся расчета размера оплаты отпуска, а также сведения, представляемые страхователю застрахованным лицом, о способе получения им оплаты отпуска (далее - сведения).
В силу пункта 10 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ страхователь обязан предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Оплата такого отпуска как обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 9 и пункта 10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184, действовавших на дату предоставления ответчику отпуска для санаторно-курортного лечения (Правила утратили силу с 1 января 2022 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 952).
В соответствии с ч. 9 ст. 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Судом установлено, что Красовских Е.Г. состоит в трудовых отношениях с ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», работает в цехе <....>.
С 11.10.2022 по 01.11.2022 Красовских Е.Г. предоставлен дополнительный отпуск на санаторно-курортное лечение. С приказом № .... от 23.09.2022 о предоставлении отпуска ФИО1 ознакомлена под подпись 30.09.2022.
03.10.2022 (первый рабочий день, после ознакомления с приказом о предоставлении отпуска) Красовских Е.Г. работодателем было сообщено о необходимости заполнить сведения по новой форме. Сведения о способе получения оплаты за отпуск предоставлены Красовских Е.Г. в бухгалтерию Корпорации 06.10.2022. Данные документы 10.10.2022 направлены ответчиком посредством Почты России в адрес ГУ СРО ФСС филиал №3 (страхователю). Срок направления Корпорацией документов составил 2 рабочих дня.
Вместе с тем, из ответа Фонда социального страхования РФ усматривается, что сведения необходимые для оплаты отпуска ответчиком были переданы страховщику только 19.10.2022, то есть за пределами установленного законом срока – до 27.09.2022 г.
В связи с чем, оплата отпуска Красовских Е.Г. была получена лишь 24.10.2022 г., то есть через 13 дней после начала отпуска, что является нарушением ст. 136 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения ответчиком ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» трудовых прав работника Красовских Е.Г. в сфере оплаты труда, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
Указание в возражениях ответчика на отсутствие его вины в нарушении права истца на своевременное получение отпускных, которое, по мнению работодателя, вызвано исключительно действиями самого работника, суд не может принять во внимание. В ходе рассмотрения дела судом с достоверностью установлено, что вред причинен истцу бездействием работодателя, не обеспечившим своевременную оплату отпуска в установленный трудовым законодательством срок, в связи с чем подлежит возмещению.
Доводы ответчика о том, что действия (бездействие) самого работника способствовали нарушению срока выплаты отпускных, не основаны на законе, поскольку последним днем оплаты отпуска Красовских Е.Г. являлось 08.10.2022 года, а предшествующие действия работника, по предоставлению новой формы бланка «Сведений для оплаты отпуска застрахованного лица …» 06.10.2022, правового значения не имеют.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда", требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с несвоевременной оплатой отпускных, длительности нарушения его права, а также индивидуальных особенностей Красовских Е.Г., и считает необходимым определить компенсацию морального вреда в сумме равной 3 000 руб.
На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Независимого профессионального союза работников производственной и непроизводственной сфер Уральского федерального округа «Солидарность», действующее в интересах Красовских Елены Георгиевны к Публичному акционерному обществу «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в пользу Красовских Елены Георгиевны компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований НПС «Солидарность» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2023 г.
Судья Юкина Е.В.