Дело № 2-279/2020 г. (УИД № 44RS0011-01-2020-000486-29)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2020 г. с. Парфеньево
Нейский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Матюхиной З. Н.,
с участием помощника прокурора Лисицина А.С.,
при секретаре Кирилловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Парфеньевского района Костромской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Матвеевского сельского поселения Парфеньевского района Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Парфеньевского района обратился в суд с иском к администрации Матвеевского сельского поселения Парфеньевского района Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Парфеньевского района в июне 2020 года на основании поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Матвеевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области (далее - Администрация), в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства.
Так, в нарушение ст. 41 Конституции РФ, п. 2 ст. 2, ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.8.4.2, 10.1 СП 3.1.3.2352-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно- эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.03.2008 № 19, п.п. 7.4.1.6, 7.4.1.7, 7.4.1.8 СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.11.2015 № 78, Администрацией ненадлежащим образом осуществляются мероприятия по профилактике инфекционных болезней, передающихся иксодовыми клещами. На момент проверки Администрацией не разработана и не реализуется программа (план) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающая мероприятия, указанные в Санитарных правилах 3.1.3310-15.
По результатам проверки прокуратурой района 23.06.2020 в адрес главы администрации Матвеевского сельского поселения внесено представление (исх. №11-2020/914).
10.07.2020 г. в прокуратуру района поступил ответ на представление, в котором отсутствуют сведения о фактическом устранении части нарушений, явившихся основанием для внесения акта прокурорского реагирования. Так, согласно представленного ответа План по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающий мероприятия, согласно Санитарных правил 3.1.3310-15 не утвержден, таким образом нарушения закона до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Парфеньевского района Лисицин А.С. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Просил обязать администрацию Матвеевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района в срок до 01.12.2020 года утвердить программу (план) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающую мероприятия, указанные в Санитарных правилах 3.1.3310-15.
Представитель ответчика - администрации Матвеевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц.
В ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу ст. 4 вышеуказанного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1) и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (п. 5).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В силу Федерального закона N 323-ФЗ одним из приоритетов профилактики в сфере охраны здоровья является осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 12).
Согласно Федеральному закону N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 пункт 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 пункт 2).
П. 7.4.1.8. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.11.2015 N 78 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами" указано, что разработка и реализация программ (планов) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что администрацией Матвеевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области не утверждена программа (план) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
Непринятие мер по утверждению указанной программы (плана) нарушают конституционные права граждан на охрану здоровья, противоречат задачам и принципам законодательства об охране жизни и здоровья граждан, создают угрозу распространения на территории Матвеевского сельского поселения инфекций, передающихся иксодовыми клещами.
В силу вышеизложенного, исковые требования прокурора Парфеньевского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Парфеньевского района Костромской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Матвеевского сельского поселения Парфеньевского района Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию Матвеевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района в срок до 01 декабря 2020 года утвердить программу (план) по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, предусматривающую мероприятия, указанные в Санитарных правилах 3.1.3310-15.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Матюхина З. Н.
Решение принято в окончательной форме 07 сентября 2020 года.
Председательствующий судья: Матюхина З. Н.