Судья Неволина Е.В. Дело № 33а-2942/2018
Докладчик Качура И.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2018 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Минькиной И.В., Халиуллиной В.В.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе Шатрова Р.Б. и его представителя Купермана М.А. на определение судьи Сахалинского областного суда от 05 октября 2018 года об отказе в принятии административного искового заявления Шатрова Р.Б. и его представителя Купермана М.А. об оспаривании положений Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области».
Изучив представленные материалы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шатров Р.Б. обратился в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими положений статьи 1 и пункта 9 части 1 статьи 12 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области».
В обоснование требований сослался на незаконность оспариваемых положений, поскольку они не распространяют действия закона в части предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей на случаи, когда оба или один из родителей ребенка, родившегося в Сахалинской области, не является гражданином Российской Федерации или является постоянно проживающим на территории Сахалинской области лицом без гражданства.
Определением судьи Сахалинского областного суда от 20 сентября 2018 года в принятии административного искового заявления в части требований о признании оспариваемых положений закона нарушающими права живущих в Сахалинской области детей, в семьях, где хотя бы один из родителей не имеет гражданства России, всех таких семей, и всех граждан России отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Этим же определением судьи административное исковое заявление в части требований о признании статьи 1 и пункта 9 части 1 статьи 12 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» нарушающими права семьи административного истца и признании оспариваемых норм недействующими, в соответствии с требованиями части 3 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оставлено без движения с предложением заявителю в разумный срок устранить отмеченные в определении недостатки.
Во исполнение вышеприведенного определения судьи от Шатрова Р.Б. и его представителя Купермана М.А. в адрес суда поступили коррективы ранее поданного административного иска и дополнения к нему, в которых Шатров Р.Б. просит проверить оспариваемые положения Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области» на соответствие части 4 статьи 15 и части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а также на соответствие статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которая воспроизводит положения части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации.
Определением судьи от 05 октября 2018 года в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказано.
Не согласившись с определением судьи, Шатровым Р.Б. и его представителем Куперманом М.А. подана частная жалоба, в которой просят определение судьи отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований к возврату административного иска.
В соответствии с частью 2 статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность определения судьи в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании части 5 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что разрешение дела о соответствии Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года оспариваемых положений не отнесено к компетенции Сахалинского областного суда.
Судебная коллегия находит выводы судьи правильными, основанными на нормах процессуального права, поскольку разрешение дела о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых положений отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, из требований процессуального закона следует, что в порядке административного судопроизводства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд проверяет их соответствие законодательству Российской Федерации.
Учитывая, что Шатровым Р.Б. заявлены требования о проверке соответствия регионального закона Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, административное исковое заявление не может быть принято к рассмотрению Сахалинского областного суда.
Ссылка в частной жалобе на необходимость направления в Конституционный Суд Российской Федерации запроса для проверки конституционности оспариваемых положений основана на неверном толковании части 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого определения судьи не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
определение судьи Сахалинского областного суда от 05 октября 2018 года оставить без изменения, частную жалобу Шатрова Р.Б. и его представителя Купермана М.А., - без удовлетворения.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Минькина И.В.
Халиуллина В.В.