Дело № 2-661/2023
УИД 33RS0015-01-2023-000742-51
З О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи С.В. Скрябневой,
при секретаре судебного заседания Е.О. Живулько,
с участием:
представителя заявителя иска помощника прокурора Петушинского района А.С. Парипа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района, действующего в неопределенного круга лиц, к СНТ «Урожай» об обязании ликвидировать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петушинского района обратился в суд с вышеуказанным иском к СНТ «Урожай», в котором просит: обязать СНТ «Урожай» ликвидировать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное на территории СНТ «Урожай» вблизи участка № и создать новое место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Урожай» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства муниципального образования в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований, поддержанных в судебном заседании помощником прокурора А.С. Парипа, указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка в области исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории * сельского поселения Петушинского района Владимирской области. По результатам проведенной прокуратурой Петушинского района проверки установлено, что на территории СНТ «Урожай» размещена контейнерная площадка напротив участка №, которая используется для целей сбора твердых коммунальных отходов. В ходе совместной проверки со специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес установлено, что указанная площадка не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 (отсутствуют контейнеры для сбора ТКО, отсутствует ограждение с трех сторон), а также требованиям СП 53.13330.2019 (расстояние до ближайшего земельного участка составляет менее 20 метров).
Указанное место накопления отходов до настоящего времени не включено в реестр мест накопления отходов, утвержденного постановлением администрации * сельского поселения от дата № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение» (в ред. от дата). Невыполнение СНТ «Урожай» вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как жителей на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Ответчик - СНТ «Урожай» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств и возражений относительно иска не направили.
Суд находит возможным, с согласия представителя истца, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, по имеющимся в деле материалам, в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо - МО «Петушинское» (сельское поселение) Петушинского района в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено надлежащим образом. Ранее в письменном заявлении просили рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя. С иском прокурора согласны в полном объеме.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 4 Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Из положений ст. 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) усматривается, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Подпунктами 5,6 п. 7 ст. 18 указанного Закона установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальным отходами.
Нормами СанПиН 2.1.3684-21 утверждены требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Указанные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 3 раздела II вышеуказанных норм СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых дождевых и сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно п. 5.10 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Для неутилизируемых отходов на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 50 м от границ земельного участка.
Судом установлено, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка в области исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории * сельского поселения Петушинского района Владимирской области и установлено, что на территории СНТ «Урожай» размещена контейнерная площадка напротив участка №, которая используется для целей сбора твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, в ходе совместной проверки со специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес установлено, что указанная площадка не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 (отсутствуют контейнеры для сбора ТКО, отсутствует ограждение с трех сторон), а также требованиям СП 53.13330.2019 (расстояние до ближайшего земельного участка составляет менее 20 метров), что подтверждается публичной кадастровой картой, актом проверки.
Согласно постановлению № от дата и реестру (площадок) накопления ТКО, указанное место накопления отходов в СНТ «Урожай» до настоящего времени не включено в реестр мест накопления отходов, утвержденного постановлением администрации * сельского поселения от дата № «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Петушинское сельское поселение».
Таким образом, невыполнение СНТ «Урожай» вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как жителей на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Петушинского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать СНТ «Урожай» ликвидировать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное на территории СНТ «Урожай» вблизи участка №.
Обязать СНТ «Урожай» создать новое место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Урожай» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства муниципального образования в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить ответчику, что в силу статей 237, 242 ГПК РФ, он имеет право обратиться в Петушинский районный суд Владимирской области с заявлением об отмене настоящего заочного решения в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено дата.
Судья: С.В. Скрябнева