РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2024 года <адрес>
Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О2, с участием представителя истца помощника прокурора Ф.И.О3, ответчика Ф.И.О1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (данные изъяты) по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Ф.И.О1 о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира, (охотничьим ресурсам) и среде их обитания,
установил:
в Усольский городской суд с исковым заявлением обратился прокурор <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что Ф.И.О1 совершил незаконную рубку лесных насаждений в лесном массиве, в квартале (данные изъяты) выделе <адрес>. Данный факт рубки лесных насаждений признан незаконным, в связи с чем мировым судьей судебного участка (данные изъяты) по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ. Как следует из приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О1 совершил незаконную рубку лесных насаждений, в значительном размере. Согласно расчету специалиста Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес>, территория лесного фонда, в пределах которой Ф.И.О1 осуществлялась незаконная рубка лесных насаждений, является средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Приговором суда установлено, что Ф.И.О1 осуществлена рубка лесных насаждений на вышеуказанной территории на площади 0,06 га, в связи с чем, в результате незаконных действий Ф.И.О1 среда обитания объектов животного мира уничтожена. Состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории <адрес> имеет следующий вид: лось, благородный олень, кабарга, косуля, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, степной хорь, барсук, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, норка, ондатра, выдра (в соответствии с приложением-таблицей (данные изъяты) расчета специалиста - консультанта отдела охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес>). По запросу прокуратуры специалистом Службы, на основании имеющихся данных о площади рубки, произведенной Ф.И.О1 в 2023 году выполнен расчет ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания. По результатам расчета следует, что общий размер причинённого в 2023 году вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах <адрес> в результате незаконной рубки лесных насаждений Ф.И.О1 составляет 244 606 рублей. Ф.И.О1 до настоящего времени не возмещен ущерб, причиненный объектам животного мира в 2023 году. Незаконными действиями Ф.И.О1 нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что согласно статьями 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституцию Российской Федерации и законов; защиту права и свободы человека и гражданина, действиями Ф.И.О1 нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих уполномоченных на то органов принять меры к восстановлению законности. Кроме того, вышеуказанными фактами нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника природных компонентов окружающей среды, поскольку лесу, а также объектам животного мира и среде их обитания действиями Ф.И.О1 причинен вред.
С учетом уточненного искового заявления, просит взыскать с Ф.И.О1 в доход бюджета <адрес> муниципального образования в лице администрации Усольского муниципального района ущерб (вред), причиненный в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате совершения преступления, предусмотренного частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации в размере 244 606 рублей (л.д. 38).
В судебном заседании помощник прокурора Ф.И.О3, требования поддержала, по основаниям указанным в иске.
Ответчик Ф.И.О1 в судебном заседании исковые требования не признал, не согласен с суммой ущерба, обстоятельства установленные приговором суда не оспаривал.
Представитель третьего лица администрации Усольского муниципального района <адрес> Ф.И.О4, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, по заявлению о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители третьих лиц Службы по охране и использованию объектов животного мира <адрес> Ф.И.О5, Территориального Управления министерства лесного комплекса <адрес> по Усольскому лесничеству в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Федеральный закон «О животном мире»).
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (абзац 4 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
То есть, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он возмещению в результате умышленных действий (бездействий) или по неосторожности.
Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации), что исключает возможности снизить размер причиненного Ф.И.О1 не смотря на его имущественное положение, поскольку преступление им совершено умышленно.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Таким образом, к охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (могут обитать) дикие звери и птицы, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
В силу части 1 статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка (данные изъяты) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № УИД (данные изъяты) (№ производства (данные изъяты)) Ф.И.О1, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса российской Федерации, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 80 часов в местах определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительной инспекцией (л.д. 19-21).
Из приговора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в утреннее время Ф.И.О1, находясь в лесном массиве, расположенном в 5 км от <адрес> в квартале (данные изъяты) выделе <адрес>, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью незаконной рубки деревьев в значительном размере, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желая их наступления, действуя противоправно, не имея для производства лесозаготовительных работ соответствующего разрешения, незаконно произвел рубку лесных насаждений, а именно шестнадцати растущих деревьев породы береза в общем объеме 6,8 кубических метров, относящихся к группе эксплуатационных лесов, находящихся в федеральной собственности, причинив согласно Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» лесным насаждениям Лесного фонда РФ ущерб в сумме 28 274 рублей, что является значительным размером.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В связи с чем обстоятельства совершения ответчиком незаконной рубки в рамках данного гражданского дела повторному установлению не подлежат. Кроме того, вину в совершении данных противоправных деяний ответчик не отрицал.
Прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о лесопользовании, охране животного мира, выявлено, что в результате незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания животного мира (охотничьих ресурсов) на участке в лесном массиве, в квартале (данные изъяты) выделе <адрес>, что также подтверждается актом о лесонарушении (л.д. 17-18).
Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.
Данная методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие: а) прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности; б) нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей; в) локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов.
В Постановлении от 02.06.2015 № 12-П, опираясь на положения ст.ст. 9 (ч. 1), 36 (ч. 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации, а также на положения ее преамбулы, в совокупности устанавливающие принципы и ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовые позиции о том, что:
необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.);
лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам;
таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.
Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 № 1197-О выявлен смысл положений абз. 7 ст. 3 и ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 56 ФЗ «О животном мире» и ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих обязанность юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в том числе объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания.
Согласно представленного расчета ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, общий размер причинённого в 2023 году вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в лесах <адрес> в результате незаконной рубки лесных насаждений Ф.И.О1 составляет 244 606 рублей, указанный расчет выполнен консультантом отдела охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания службы по охране и использования объектов животного мира <адрес> (л.д. 7-16).
В соответствии с Положением (утв. Постановлением <адрес> от 30.11.2021 № 908-пп) служба по охране и использованию объектов животного мира <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды обитания <адрес>, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охоты и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 5 п. 9 Положения служба в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством осуществляет расчет размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, за исключением ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Представленный расчет выполнен на основании информации о месте проведения незаконной вырубки и площади уничтоженных лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также о времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на объекты животного мира (охотничьи ресурсы); исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)); механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании (часть 2 «Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск, 2001. Приложение 5. Осредненные показатели зон влияния на охотничьих животных при различных видах хозяйственной деятельности. Для выборочных рубок общая ширина (радиус) зон косвенного влияния принимается равной 1,0-1,5 км); отчета министерства лесного комплекса <адрес> по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в <адрес> в 2023 году (применены средние показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по <адрес> за 2023 год).
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, произведён согласно Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты).
Данный расчёт ответчиком не оспорен, доказательств отсутствия ущерба животному миру (охотничьим ресурсам) суду не представлено.
Незаконная рубка ответчиком лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) уничтожила среду обитания животных и других микроорганизмов на вышеуказанных лесных участках, тем самым на окружающую среду оказано негативное воздействие, в виде ухудшения условий обитания объектов животного мира. В связи с чем, имеются основания для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного вреда.
Ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания животного мира (охотничьих ресурсов) на указанном выше участке охотничьих угодий нарушил интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и <адрес>, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания животного мира (охотничьих ресурсов) в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
Исходя из вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в результате уничтожения среды обитания животного мира (охотничьих ресурсов), причинен вред охотничьим ресурсам в размере 244 606 рублей, в связи с чем исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в доход муниципального образования <адрес> подлежит взысканию госпошлина в размере 5 646 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Ф.И.О1 (паспорт (данные изъяты)) в доход бюджета <адрес> муниципального образования в лице администрации Усольского муниципального района (ИНН (данные изъяты)) ущерб (вред), причиненный в 2023 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате совершения преступления, предусмотренного частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации в размере 244 606 рублей.
Взыскать с Ф.И.О1 (паспорт (данные изъяты)) в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 5 646 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Норкина