РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2023 года г.Щекино Тульская область
Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Шлипкиной А.Б.,
при секретаре Кузьминой М.А.,
с участием представителя истца Тархова М.С. по ордеру адвоката Меркуловой О.В., ответчика Тархова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2095/2023 (71RS0023-01-2023-002491-26) по иску Тарховой Я.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Тархову В.В. о восстановлении срока принятия наследства, признании принявшим наследство, исключении из ЕГРН сведений, признании права собственности,
установил:
Тархова Я.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к Тархову В.В. о восстановлении срока принятия наследства, признании принявшим наследство. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО1 – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ умер дедушка ФИО1 – ФИО3, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Поскольку отец истца умер до дедушки, то у ФИО1 возникло право наследования по праву представления. Срок принятия наследства после смерти ФИО3 истек, ФИО1 пропустил срок принятия наследства, в связи с тем, что является несовершеннолетним, постоянно проживает в <адрес>, что является основанием для восстановления срока принятия наследства. К имуществу умершего ФИО2 нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО4 заведено наследственное дело, ответчик Тархов В.В. принял наследство.
Просила суд восстановить ФИО1 срок принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать ФИО1 принявшим наследство после смерти ФИО3
Уточнив в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования, просила суд восстановить ФИО1 срок принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать ФИО1 принявшим наследство после смерти ФИО3; исключить из ЕГРН регистрационную запись № от ДД.ММ.ГГГГ о Тархову В.В., как собственнике квартиры, расположенной по адресу: <адрес> признать за ФИО1 и Тарховым В.В. право общей долевой собственности (по ? доли каждого) на указанную квартиру, в порядке наследования после смерти ФИО3
Истец Тархова Я.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель истца ФИО1 по ордеру адвокат Меркулова О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что имеются уважительные причины для восстановления срока принятия наследства ФИО1, поскольку он является несовершеннолетним, его мать Тархова Я.Г. не знала о смерти ФИО3
Ответчик Тархов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что Тарховой Я.Г., как законным представителем ФИО1, не представлено доказательств того, что она не имела возможности своевременно узнать о смерти ФИО3 и обратиться с заявлением к нотариусу. Он осуществлял уход за ФИО3 перед смертью, за свой счет и единолично нес расходы по похоронам наследодателя. Также он несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за квартиру, являющуюся наследственным имуществом. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
На основании абз.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст.1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии ч.1 ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
На основании ч.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются супруг, дети и родители наследодателя.
В соответствии со ст.1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Согласно ч.2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с ч.4 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ст.ст.1152 и 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В абз.1 п.1 ст.1155 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В ст.28 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п.2 данной статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Из содержания абз.1 п.1 ст.1155 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что суду, рассматривающему требования о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему ребенку, необходимо оценивать реальную возможность самого несовершеннолетнего заявить о своих правах на наследственное имущество, а не его законного представителя, то есть причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО2 являлся сыном ФИО3 и ФИО5, что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Тархов В.В. являлся сыном ФИО3 и ФИО5
ФИО1 является сыном ФИО2 и Тарховой Я.Г., что подтверждается свидетельством о рождении серии №, актовой записью о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о рождении серии №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о рождении серии №
Таким образом, ФИО2 умер до смерти ФИО3
После смерти ФИО3 открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Наследниками к имуществу ФИО3 являлись: по закону – сын Тархов В.В., по праву представления после смерти сына ФИО2– внук ФИО1
Других наследников к имуществу умершего ФИО3 судом не установлено.
Срок для принятия наследства после смерти ФИО3 истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Наследственное дело № было открыто нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Тархова В.В., который был признан наследником, принявшим наследство после смерти ФИО3
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указала, что ФИО1 является несовершеннолетним, в связи с чем, не мог самостоятельно реализовать свои наследственные права, она, как законный представитель, не знала о смерти наследодателя.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что законным представителем истца не представлено доказательств невозможности обращения к нотариусу в установленный законом срок.
Согласно п.40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - РФ либо муниципального образования, субъекта РФ), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Материалами дела установлено, что на момент открытия наследства после смерти ФИО3 в силу малолетнего возраста (на дату смерти наследодателя истцу было 10 лет) ФИО1 не мог в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а также не был правомочен самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), эти действия согласно ст.28 ГК РФ должны осуществлять их законные представители.
Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (ст.64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.
В связи с этим субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства малолетним ребенком, не могут в силу норм ст.28 и п.1 ст.1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследнику, являющемуся малолетним на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация несовершеннолетним права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу его малолетнего возраста (п.4 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).
Согласно п.1 ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие полной дееспособности ФИО1 на момент открытия наследства является уважительной причиной для пропуска срока для принятия наследства.
Таким образом, с учетом своего возраста ФИО1 не мог самостоятельно реализовать свои права, а бездействие ее законного представителя в данном случае не может являться основанием к отказу в иске, поскольку приведет к нарушению прав несовершеннолетнего на момент открытия наследства после смерти ФИО3, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тарховой Я.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, о восстановлении срок принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», в силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО4 выданы свидетельства о праве на наследство по закону ФИО3 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также на денежные вклады, находящиеся в <данные изъяты>
Тарховым В.В. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку ФИО3 уже выданы свидетельства о праве на наследство по закону и за ним зарегистрировано право собственности на наследственное имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> суд приходит к выводу о признании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом Щекинского нотариального округа <адрес> ФИО4 серии № и серии №, зарегистрированных в реестре за № и № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и денежные вклады, находящиеся в <данные изъяты>, в связи с чем, право собственности ФИО3 на спорную квартиру подлежит прекращению, а сведения, внесенные в ЕГРН на основании данного свидетельства о праве на наследство по закону, подлежат исключению.
Принимая во внимание, что судом удовлетворены исковые требования Тарховой Я.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о восстановлении срока принятия наследства, то суд приходит к выводу об определении долей наследников в наследственном имуществе ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку наследниками к наследственному имуществу ФИО3 являются Тархов В.В. и несовершеннолетний ФИО1, то доля каждого из наследников в наследственном имуществе составляет по <данные изъяты>, в связи с чем, суд признает за Тарховым В.В. и ФИО1 право собственности по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также по <данные изъяты> доли денежных средств, находящихся в Среднерусском банке ПАО Сбербанк: подразделение № на счете № с причитающими процентами и компенсациями, подразделение № на счете № с причитающими процентами и компенсациями, подразделение № на счете №, с причитающими процентами и компенсациями.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Тарховой Я.Г., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Тархову В.В. о восстановлении срока принятия наследства, признании принявшим наследство, исключении из ЕГРН сведений, признании права собственности – удовлетворить.
Восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок принятия наследства после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительными свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданные нотариусом Щекинского нотариального округа Тульской области ФИО4, серии № и серии №, зарегистрированные в реестре за № и № на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и денежные вклады, находящиеся в <данные изъяты>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о праве собственности Тархова В.В. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ул.<адрес>.
Признать за Тарховым В.В. и Тарховым М.С. право общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли каждого) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ул.<адрес>.
Признать за Тарховым В.В. и Тарховым М,С. право собственности на <данные изъяты> доли каждого на денежные средства, находящиеся в Среднерусском банке ПАО Сбербанк: подразделение № на счете № с причитающими процентами и компенсациями, подразделение № на счете № с причитающими процентами и компенсациями, подразделение № на счете №, с причитающими процентами и компенсациями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца после принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.09.2023.
Председательствующий /подпись/ А.Б. Шлипкина