61RS0047-01-2023-000529-40 К делу №2-553/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года п.Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе
судьи Иванчиковой И.И.,
при секретаре Сапченко Л.Г.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Ростовской области Карташовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и муниципального образования «город Шахты» к ООО «Экострой-Дон» об обязании ликвидировать отходы производства и потребления на самовольно занятом земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и муниципального образования «город Шахты» обратился в суд с иском к ООО «Экострой-Дон» об обязании ликвидировать отходы производства и потребления на самовольно занятом земельном участке, указав в обосновании своих исковых требований следующее. Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации размещения отходов по адресу: Ростовская область, г. Шахты, в районе шахты им.Красина.
Объект размещения отходов расположен на земельном участке с кадастровым №, общей площадью 200 000 +/- 129 кв.м., эксплуатируемом ООО «Экострой-Дон» на основании договора аренды, заключённого с администрацией г.Шахты от 03.03.2014.
Полигон размещения отходов поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением I категории и номера 60-0161-003172-П.
Информация, содержащаяся в характеристике объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации в 2014 году, послужила основанием для включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением кода 61-00058-З-00321-080616. ООО «Экострой-Дон» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от 17.07.2015 № 061 № 00107/П. Срок действия - бессрочно.
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проверкой установлено, что ООО «Экострой-Дон» допущено размещение отходов за границами объекта, что свидетельствует о самовольном занятии обществом граничащей с полигоном территории земель неразграниченной государственной собственности отходами в результате хозяйственной деятельности и ее использование в отсутствие правоустанавливающих документов.
В ходе проверки осуществлен осмотр территории полигона, произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размещенных на объекте отходов, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, установлено, что фактическая площадь размещенных отходов составляет 132 226,11 кв.м., объем размещенных отходов на объекте - 2 335 738,79 куб.м., что составляет 1 868 591,032 т..
По результатам измерительных работ выявлены факты размещения твердых коммунальных и строительных отходов за границами земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером на землях не разграниченной государственной собственности площадью 3 398,8 кв.м. (0,34 га). ООО «Экострой-Дон» осуществляет самовольное занятие земель неразграниченной государственной собственности, путем размещения на нем отходов в отсутствие правоустанавливающих документов.
С целью устранения нарушений законов Ростовским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору ООО «Экострой-Дон» 31.10.2022 внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения нарушения законов фактически не устранены.
По постановлению природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении генеральный директор общества по данным фактам Управлением Росреестра по Ростовской области привлечен 24.11.2022 к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «Экострой-Дон» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать отходы производства и потребления, размещённые на земельном участке неразграниченной государственной собственности, площадью 3 398, 8 кв.м. (0,34), расположенном в кадастровом квартале №, и прилегающем к земельному участку с кадастровым №, в соответствии со схемой расположения размещенных отходов на полигоне ТКО ООО «Экстрой-Дон» по адресу: Ростовская область, г.Шахты, в районе шахты им.Красина,, являющейся приложением к экспертному заключению от 22.09.2022 № 22/03-28.
В судебном заседании помощник прокурора Карташова Д.В. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ООО « Экострой-Дон» - Тоникян Л.Г., действующая на основании доверенности от 24.06.2022 г., - в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора признала и пояснила, что ООО «Экострой-Дон» будут приняты все возможные меры для устранения нарушения законов путем ликвидации отходов производства и потребления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу положений п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 5 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации)
Согласно ст. 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1,2 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Установленный п. 1 ст. 8 ГК РФ перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей предусматривает основания возникновения прав такой вид имущества, как земельные участки, которыми могут являться: договор и иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В суде установлено, что на земельном участке с кадастровым №, общей площадью 200 000 +/- 129 кв.м., эксплуатируемом ООО «Экострой-Дон» на основании договора аренды, заключённого с администрацией г.Шахты от 03.03.2014, расположен объект размещения отходов.
17.07.2015 ООО «Экострой-Дон» выдана лицензия № 061 № 00107/П а осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. Срок действия - бессрочно.
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с участием Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведена проверка исполнения ООО «Экострой-Дон» законов в сфере охраны окружающей среды. В ходе проверки осуществлён осмотр территории полигона, произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размещенных на объекте отходов.
Согласно справке по результатам совместных контрольно-надзорных мероприятий Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 03.10.2022 установлено, что фактическая площадь размещенных отходов на полигоне в <адрес> в районе шахты им.Красина составляет 132 226,11 кв.м., объем размещенных отходов на объекте - 2 335 738,79 куб.м., что составляет 1 868 591,032 т.
Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенных измерительных работ выявлены факты размещения твердых коммунальных и строительных отходов за границами земельного участка с кадастровым № на землях неразграниченной государственной собственности площадью 3 398,8 кв.м. (0,34 га).
В соответствии со схемой расположения размещенных отходов на полигоне твердых коммунальных отходов места сброса отходов находятся в северо-западной, северо-восточной и юго-западной территориях, прилегающих к земельному участку с кадастровым №.
В результате проверки выявлен ряд нарушений природоохранного и земельного законодательства.
В этой связи 31.10.2022 Ростовским межрайонным природоохранным прокурором генеральному директору ООО «Экострой-Дон» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
24.11.2022 постановлением Межмуниципального отдела по г.Шахты и Октябрьскому району Управления Росреестра по Ростовской области по данным фактам к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ привлечено должностное лицо ООО «Экострой-Дон».
Суд установил, что при размещении отходов производства и потребления ООО «Экострой-Дон» допустило их размещение за границами объекта; правоустанавливающие документы, свидетельствующие о законном использовании ответчиком земель неразграниченной государственной собственности в местах размещения твердых коммунальных и строительных отходов за границами земельного участка с кадастровым №, отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Экострой-Дон» в нарушение ст. ст. 3, 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 11 Закона об отходах, ст. ст. 25, 42 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет самовольное занятие земель неразграниченной государственной собственности, путем размещения на нем отходов в отсутствие правоустанавливающих документов.
Наличие вышеуказанных нарушений положений нормативных актов по эксплуатации полигона бытовых отходов и земельного участка ответчиком не опровергнуты.
Неисполнение ответчиком вышеизложенных положений законодательства создает угрозу здоровью населения, окружающей природной среде, является распространением инфекций, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.
Проанализировав вышеуказанные указанные обстоятельства, суд считает обоснованными требования истца об обязании ООО «Экострой-Дон» ликвидировать отходы производства и потребления, размещённые наземельном участке неразграниченной государственной собственности, площадью 3 398,8 кв.м. (0,34 га).
С учетом вышеизложенного суд считает, что осуществление деятельности ответчиком с выявленными нарушениями создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, так как данная деятельность затрагивает сферу жизни и здоровья населения;
исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению; заявленные в иске сроки исполнения требований, суд находит обоснованными. При этом считает необходимым разъяснить, что ответчик не лишен возможности в ходе исполнения решения обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения, в случае наличия затруднений исполнения решения в установленные сроки по объективным причинам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Экострой-Дон» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать отходы производства и потребления, размещённые на земельном участке неразграниченной государственной собственности, площадью 3 398, 8 кв.м. (0,34), расположенном в кадастровом квартале №, и прилегающем к земельному участку с кадастровым №, в соответствии со схемой расположения размещенных отходов на полигоне ТКО ООО «Экстрой-Дон» по адресу: Ростовская область, г.Шахты, в районе шахты им.Красина, являющейся приложением к экспертному заключению от 22.09.2022 № 22/03-28.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение месяца, начиная с 29 июня 2023 года.
Председательствующий И.И. Иванчикова