7р-243
РЕШЕНИЕ
5 апреля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Белый город» Арканниковой Н.В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 февраля 2022 года,
установил:
постановлением исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 12 октября 2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «Белый город» (далее – ООО «Белый город») Арканникова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 февраля 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Директор ООО «Белый город» Арканникова Н.В. в жалобе просит состоявшиеся акты отменить, считая их незаконными.
Арканникова Н.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена заказной корреспонденцией 28 марта 2022 года по адресу для направления корреспонденции, указанному в жалобе (г.Архангельск, ул.Карельская, д.37, оф.29), в судебное заседание не явилась, своего защитника не направила.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 названного закона и части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса РФ).
Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
Согласно пункту 3 вышеуказанного Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из приведенных норм права, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что, в свою очередь, предполагает соблюдение Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 (далее – Перечень № 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), и Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ).
В пункте 10 Правил № 491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Перечень мероприятий и работ по содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержится в пункте 11 Правил № 491.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, Перечнем № 290, Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, постановлением Правительства Архангельской области от 14 декабря 2010 года № 380-пп «Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных
мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В Приложении к постановлению Правительства Архангельской области от 14 декабря 2010 года № 380-пп содержится Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
В подпункте 2 пункта 2.4 данного Перечня в перечень обязательных мероприятий в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме указан переход на приборный учет используемой (потребляемой) тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области № ***** от 2 августа 2021 года в период с 30 августа по 10 сентября 2021 года в отношении ООО «Белый город» проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников многоквартирных домов № 181 и № 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске.
В ходе проверки установлено, что 30 апреля 2015 года ООО «Белый город» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № *****.
В управлении ООО «Белый город» находится несколько многоквартирных домов, в том числе многоквартирные дома № 181 и № 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске на основании договоров управления многоквартирным домом от 1 апреля 2020 года и от 1 января 2019 года соответственно.
Указанные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 5 сентября 2019 года многоквартирный дом № 181 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии № 210. Указанный прибор принят в коммерческий учет и допущен в эксплуатацию с 1 сентября 2019 года, дата поверки (когда должна быть проведена) 28 октября 2020 года. При этом данный общедомовой прибор учета тепловой энергии в установленный срок поверку не проходил.
Из приложения к акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30 августа 2021 года следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 181 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске допущен к эксплуатации и принят в коммерческий учет, начиная с 26 августа 2021 года
Следовательно, в период с 29 октября 2020 года по 25 августа 2021 года общедомовой прибор учета тепловой энергии № 210, расположенный в вышеуказанном многоквартирном доме в нарушение подпункта 2 пункта 2.4 постановления Правительства Архангельской области от 14 декабря 2010 года № 380-пп не был допущен к эксплуатации и не был принят в коммерческий учет.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 27 февраля 2018 года следует, что многоквартирный дом № 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии № 2224. Указанный прибор принят в коммерческий учет и допущен в эксплуатацию с 27 февраля 2018 года, дата поверки (когда должна быть проведена) 23 января 2021 года. Данный общедомовой прибор учета тепловой энергии в установленный срок поверку не проходил.
Из приложения к акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30 августа 2021 года следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске допущен к эксплуатации и принят в коммерческий учет, начиная с 1 сентября 2021 года.
Следовательно, в период с 24 января 2021 года по 30 августа 2021 года общедомовой прибор учета тепловой энергии № 2224, расположенный в вышеуказанном многоквартирном доме в нарушение подпункта 2 пункта 2.4 постановления Правительства Архангельской области от 14 декабря 2010 года № 380-пп не был допущен к эксплуатации и не был принят в коммерческий учет.
По результатам проведенной проверки 10 сентября 2021 года составлен соответствующий акт.
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения 12 октября 2021 года постановления о привлечении директора ООО «Белый город» Арканниковой Н.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Признавая постановление исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 12 октября 2021 года законным и обоснованным, судья районного суда исходил из того, что действия директора ООО «Белый город» Арканниковой Н.В. образуют объективную сторону вмененного правонарушения.
Поводов не согласиться с данным выводом не имеется.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, Арканникова Н.В. с 2014 года является директором ООО «Белый город».
Арканникова Н.В., являясь должностным лицом, выполняющим в указанной организации организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, в результате чего допущено нарушение лицензионных требований.
Устранение выявленных нарушений на момент проведения проверки, обстоятельством, исключающим вину должностного лица в совершении вмененного правонарушения, не является.
Напротив, подтверждает, что Арканникова Н.В., являясь директором ООО «Белый город», имела возможность, но не приняла меры по своевременному устранению выявленных нарушений.
Таким образом, директор ООО «Белый город» Арканникова Н.В. обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
При этом директор ООО «Белый город» Арканикова Н.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что документы от управляющих компаний ООО «Троицкий» в отношении многоквартирного дома № 181 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске и ООО «Террритория» в отношении многоквартирного дома № 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске не были переданы ООО «Белый город» не может быть принят во внимание, поскольку данные обстоятельства об отсутствии состава вменного правонарушения не свидетельствуют и, более того, не освобождают Арканникову Н.В., являющуюся директором ООО «Белый город», осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, от выполнения принятых по договорам управления многоквартирным домом от 1 апреля 2020 года и от 1 января 2019 года соответственно обязательств и соблюдения лицензионных требований.
Податель жалобы не учитывает, что указанные обстоятельства не препятствовали провести поверку приборов учета, находящихся в фактическом управлении ООО «Белый город».
Кроме того, как правильно указано судьей районного суда, доказательств невозможности соблюдения установленных требований по вине третьих лиц в материалы дела не представлено (к жалобам прилагались только копии обжалуемых актов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
При этом вина иных лиц не подлежит обсуждению в рамках данного дела, поскольку по смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим, постановление или решение по делу об административном правонарушении не может содержать выводы о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено виновному лицу в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ для должностных лиц (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 50 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ и правовых оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Белый город» Арканниковой Н.В. – без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов