Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3106/2022 от 21.02.2022

Судья: Чиркова Е.А.              адм.дело № 33а-3106/2022

Дело № 2а-3483/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2022 года     город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,

при секретаре Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Апухтиной Юлии Владимировны на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 27 декабря 2021 года по административному делу № 2а-3483/2021 по административному иску Апухтиной Юлии Владимировны к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об оспаривании распоряжения,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Апухтина Ю.В. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года о включении Апухтиной Ю.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить сведения о ней из реестра.

В обоснование заявленных требований указав, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года административный истец была включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. О распоряжении и присвоенном статусе иностранного агента административному истцу стало известно из публикаций в средствах массовой информации.

С вынесенным распоряжением административный истец не согласна, считает его незаконным необоснованным, существенно нарушающим ее права и свободы. Признание ее таковым возлагает дополнительные обязанности. Указанным распоряжением не соблюден баланс публичных интересов. Ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов. Считает, что вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола 1 к Конвенции. Считает, что применение к нему законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства постольку, поскольку возложение дополнительного бремени в силу только получения лицом денежных средств из иностранного источника нельзя признать разумным и законным. Принятия такого распоряжения является наклеиванием унизительного и позорного ярлыка, который не позволяет осуществлять в полной мере журналистскую деятельность. Указание журналистом пометки о своем статусе на каждом его сообщении и материале автоматически искажает их суть и содержание. Внесение административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством в ее права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации. Также считает, что принятие такого решения обусловлено политической мотивацией, что является нарушением статьи 18 Конвенции.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным с момента принятия и отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года о включении Апухтиной Ю.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить Апухтину Ю.В. из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д.6-14).

Решением Железнодорожного районного суда города Самары от 27.12.2021 года в удовлетворении административных исковых требований Апухтиной Ю.В. отказано (л.д. 111-119).

В апелляционной жалобе Апухтина Ю.В. просит решение суда от 27.12.2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 123-134).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Апухтина Ю.В., ее представитель Красиков В.В. по ордеру доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Морозова М.В. по доверенности возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Апухтина Ю.В. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ года Министерством в адрес Апухтиной Ю.В. было направлено соответствующее уведомление (л.д. 67).

Основанием для включения Апухтиной Ю.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, послужили следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Министерства юстиции Российской Федерации поступила информация Федеральной службы по финансовому мониторингу

(исх. № от ДД.ММ.ГГГГ года) о фактах поступления на счет

Апухтиной Юлии Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в АО «Альфа-Банк» ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года двумя операциями около 4 тысяч долларов США от Journalism development Network (Босния и Герцеговина).

Согласно информации, предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Апухтина Юлия Владимировна является главным редактором сетевого издания «Другой город» (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, среднее количество посетителей в месяц – 225 тысяч человек). С ДД.ММ.ГГГГ года Апухтина Ю.В. являлась генеральным директором ООО «ТВПортал» (), которое является учредителем сетевого издания «Другой город». Апухтина Ю.В. сотрудничает с изданием «Проект Медиа» и специализируется на дата- исследованиях в следующих сферах: образование, здравоохранение, инфраструктура, экология. Апухтина Ю.В. ведет личную страницу в социальной сети «Facebook» https://www.facebook.com/yulia.apukhtina - количество подписчиков более 1,9 тысячи человек (л.д. 63-64).

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ года представителем Министерства юстиции Российской Федерации были приобщены сведения о фактах получения финансирования из иностранных источников Апухтиной Ю.В., а также представлено на обозрение письмо Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ года (исх. ), согласно которому информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга (л.д. 107-108).

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции указал, что, принимая решение о включении Апухтиной Ю.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, административный ответчик действовал в пределах своей компетенции в установленном порядке. Оспариваемое распоряжение не нарушает не ограничивает права и свободы административного истца.

С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации.

При применении законодательства, регулирующего вопросы свободы слова и свободы массовой информации, судам необходимо обеспечивать баланс между правами и свободами, гарантированными статьей 29 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, и иными правами и свободами человека и гражданина, а также охраняемыми Конституцией Российской Федерации ценностями, с другой.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее 11 реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частями 3, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций является Минюст России.

Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента утвержден Приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216.

В соответствии с пунктами 8, 9, 14 указанного Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, с учетом требований части 6 статьи 6 Закона "О средствах массовой информации" решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

На основании части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.

Довод апелляционной жалобы Апухтиной Ю.В. об отсутствии доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых принято обжалуемое распоряжение, судебная коллегия находит несостоятельным.

Вышеуказанные доказательства получены в порядке, не противоречащим требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности. Материалы, автором которых является административный истец, являются общедоступными, и размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Авторство указанных материалов и получение гонораров от иностранных организаций в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Не приобщение судом к материалам дела документов, предназначенных для служебного пользования, представленных административным ответчиком, не свидетельствует о нарушении процессуальных прав административного истца, поскольку, как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ года, указанные документы оглашены и подробно исследованы судом, их содержание административному истцу известно.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие по настоящему делу оснований, предусмотренных статьей 6 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», необходимых для принятия оспариваемого распоряжения.

Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности вынесенного решения в отношении административного истца с точки зрения соблюдения публичных интересов и степени адекватности вмешательства в права административного истца, является не дискриминирующим, не нарушающим в неадекватной степени право на свободу слова и распространение информации, гарантированное статьей 29 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации, а также право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, охраняемые статьей 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующими им положениями статей 8, 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, доказательств того, что в нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательство в ее права обусловлено политической мотивацией, административным истцом не предоставлено.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, не опровергают правильность выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда города Самары от 27 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Апухтиной Юлии Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3106/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Апухтина Ю.В.
Ответчики
Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области
Министерство Юстиции РФ
Другие
Красиков В.В.
АО Альфа Банк
Министерство иностранных дел РФ
Межрегиональное Управление Федер. службы по Финансовому мониторингу по Приволжскому Фед округу
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
22.03.2022Судебное заседание
21.02.2022Передача дела судье
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее