Дело № 2-791/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года Петровск-Забайкальский городской в составе:
председательствующего судьи Зизюка А.В.,
при секретаре Михайловой Е.В.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Дархаева А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Петровске-Забайкальском гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах П. Н. П. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского, Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности,
установил:
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Петровой Н.П., обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского (далее – МОУ СОШ № 3) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2022 по февраль 2023 в размере 46841 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., возложить обязанность на МОУ СОШ № 3 производить в дальнейшем начисление и выплату вознаграждения за классное руководство Петровой Н.П. раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда; возложить обязанность на МОУ СОШ № 3, произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с февраля 2023 до месяца вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Петровой Н.П.; возложить обязанность на МОУ СОШ № 3 г. Петровск-Забайкальский начислить и выплатить в пользу Петровой Н.П. компенсацию на нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ; возложить на Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ № 3 при выплате задолженности по заработной плате.
В обоснование заявленных требований указал, что Петрова Н.П. принята на работу в МОУ СОШ № 3 на должность учителя английского языка с 2011. Ответчиком неверно производились начисления и выплаты заработной платы работнику. Согласно представленному расчету задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с января 2022 по февраль 2023 года составляет 46841 руб. 88 коп., включая НДФЛ. Указанная задолженность образовалась по причине включения компенсационной выплаты (надбавки за классное руководство) в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, что нарушает трудовые права работника и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ, и российской трудовому законодательству, а именно положениям ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 129, ст. 132, ч. 1 ст. 151 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», пп.7 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», п. 7 Письма Министерства просвещения РФ от 28.05.2020 № ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений», ч. 4 п. 4.9 Письма Министерства образования России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях», из которых следует, что установление надбавки за классное руководство есть компенсация за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть вид платы связан с выполнением дополнительной работы. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей зарплаты работника до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. Конституционным судом РФ в постановлении от 11.01.2019 № 17-П сделан вывод о недопустимости включения в МРОТ повышенной оплаты сверхурочной работы, в связи с чем сформировалась указанная задолженность. Учитывая изложенное, требования абз. 14 ч. 1 ст. 21, ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В судебном заседании помощник Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Дархаев А.Л. исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Петрова Н.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика директор МОУ СОШ № 3 Богданова С.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания на более поздний срок в адрес суда не поступало.
Третьи лица – представители Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения городского округа Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя Муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения городского округа Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края поступило возражение на исковое заявление, в котором указали, что не согласны с иском прокурора.
Представитель третьего лица Министерства финансов Забайкальского края - Никишаева Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в отзыве по существу заявленных требований просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя и указала, что согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края (далее – Министерство), оно является финансовым органом, которое организует исполнение бюджета в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно статье 2 Закона Забайкальского края № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» (далее - Закон Забайкальского края № 858-ЗЗК) исполнительными органами Забайкальского края, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются исполнительный орган Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 192 утверждено Положение о Министерстве образования и науки Забайкальского края (далее - Положение), которое занимается, в том числе, вопросом расходов на оплату труда. Министерство не финансирует непосредственно средние муниципальные общеобразовательные организации, оно перечисляет средства субвенций Министерству образования и науки Забайкальского края, которое перечисляет средства субвенций муниципалитетам. Муниципалитет самостоятельно расходует средства субвенции на указанные цели, то есть осуществляет финансирование муниципальных общеобразовательных организаций. В силу пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Таким образом, отсутствуют правовые основания по возложению обязанности на Министерство по финансированию задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате педагогическому работнику муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальский. В соответствии с пунктом 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Согласно п.п.1.4, 1.9, 1.11., 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения является бюджетным учреждением. В соответствии с пунктом 2.1. Устава учредителем учреждения – МОУ СОШ № 3 является городской округ «Город Петровск-Забайкальский». Функции и полномочия учредителя осуществляют: администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский», Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский». В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. На основании вышеприведенных правовых норм законодательства при установлении судом обоснованности требований взыскание задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате следует производить с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальский, а в случае недостаточности финансирования - за счет средств бюджета городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в лице администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский». Министерство не несет ответственности по обязательствам МОУ СОШ № 3. Кроме того, считают, что требования о компенсации морального вреда не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзацев второго и седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности режима рабочего времени педагогических работников).
Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Согласно пункту 2.2 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
Согласно пункту 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом: трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 августа 2021 г. № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) ( пункты 1 и 2 Постановления).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с пунктом 5.1 и пунктом 5.2 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утверждённых Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761.
Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается её содержание, срок выполнения и размер оплаты.
Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера (пункт 5.3 Разъяснений).
Согласно пункта 2.1.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ № 3 (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в размере не ниже, устанавливаемых Правительством Забайкальского края; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
Пунктом 2.1.12 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников (в том числе руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным процессом) включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.
Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (пункты 2.2.2, 2.2.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных ( работа в выходные и праздничные дни) ( пункты 2.2.2, 2.2.5).
Пунктом 2.2.5.4 Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видам работ, не входящими в должностные обязанности работников. Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат) (пункт 2.2.7).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером.
Пунктом 2.3.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен с 1 января 2021 г. установлен в сумме 12 792 рубля в месяц.
Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен: с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц (Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ; с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ); с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «город Петровск-Забайкальский» установлен в размере 1,4.
Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.
Кроме того, в соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в ее части первой, закрепляющей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 данного Кодекса).
В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть первая); размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса) (часть вторая).
Указанные положения Разъяснений опровергают доводы председателя Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», а также письма Министерства образования и науки Забайкальского края от 24.10.2022 № 11275 и Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 28.10.2022 № 75/10-3416-22-И о том, что ежемесячная доплата педагогическим работникам за классное руководство учитывается в составе МРОТ. Указанное разъяснение не содержит положений, разъясняющих порядок либо вид выплат, подлежащих включению в заработную плату работника для определения ее соответствия уровню МРОТ.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда, поскольку это противоречило бы назначению данной выплаты, поэтому доплата за классное руководство должна включаться в состав той части заработной платы, которая не менее минимального размера оплаты труда.
Согласно письменным материалам дела Петрова Н.П. работает в МОУ СОШ №3 в должности учителя английского языка. Содержанием тарификационных списков по МОУ СОШ № 3, трудового договора № 6, приказа № 61/1-ОД, расчетными листами подтверждается оплата Петровой Е.П. за классное руководство.
При этом, ответчиком не оспаривался тот факт, что Петрова Е.П. в спорный период времени имела право на выплаты за классное руководство на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284, которые согласно представленных ответчиком же сведений начислялась не в полном размере.
Поскольку доплата за классное руководство является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей материального истца, доплата за классное руководство не должна учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда. Вместе с тем из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что соответствующая выплата включалась в размер заработной платы истца при доплате до минимального размера оплаты труда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о взыскании в пользу материального истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Представленный стороной истца расчет ответчиком не оспорен.
Учитывая представленный истцом расчет, с МОУ СОШ № 3 в пользу материального истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 46841 руб. 88 коп. за период работы с января 2022 года по февраля 2023 года.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в соответствии с частью четвертой ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы материальному истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда суд также находит обоснованными, однако, принимая во внимание размер задолженности, период некорректного начисления и выплаты заработной платы, считает возможным взыскать в пользу материального истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В силу требований ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку обоснованность заявленных требований нашла свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, с момента принятия решения суда в пользу материального истца подлежит начислению и выплате компенсация в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ. Так как в добровольном порядке ответчиком размер такой компенсации не начислен, суд считает возможным понудить работодателя осуществить исчисления и произвести выплату в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно пунктам 1.4., 1.9., 1.11., 5.1. Устава муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальский указанное учреждение является бюджетным учреждением. Учреждение является юридическим лицом, имеет закрепленное на праве оперативного управления имущество, являющегося муниципальной собственностью (городского округа «Город Петровск-Забайкальский»), самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов бюджета, для учета средств, полученных от приносящей доход деятельности, круглую печать со своим наименованием и штамп. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава учредителем учреждения является городской округ «Город Петровск-Забайкальский». Функции и полномочия учредителя осуществляют: администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский», Комитет по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский». Полномочия собственника имущества учреждения осуществляются Комитетом по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский».
Таким образом, исковые требования прокурора к МОУ СОШ № 3 подлежат частичному удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований к Министерству образования и науки Забайкальского края в связи со следующим.
Министерство финансов Забайкальского края перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования и науки Забайкальского края. Субвенции, поступившие на лицевой счет, перечисляются Министерством образования и науки Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий год.
Изложенное свидетельствует о том, что Министерство образования Забайкальского края не финансирует непосредственно средние муниципальные общеобразовательные организации.
Поскольку факт нарушения прав материального истца действиями, а равно бездействиями Министерства образования Забайкальского края не установлен, основания для удовлетворения требований в соответствующей части отсутствуют, а потому в удовлетворении исковых требования прокурора о возложении на Министерство образования Забайкальского края обязанности профинансировать МОУ СОШ № 3 при выплате задолженности по заработной плате надлежит отказать.
При решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд с учитывает финансовое положения ответчика, характер спора и полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МОУ СОШ № 3.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского в пользу П. Н. П. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2022 по февраль 2023 в размере 46841 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского производить в дальнейшем начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство П. Н. П. раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского, произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав МРОТ, с февраля 2023 года до месяца вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить П. Н. П..
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского обязанность начислить и выплатить в пользу П. Н. П. компенсацию на нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ.
В удовлетворении требований к Министерству образования и науки Забайкальского края отказать.
Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск-Забайкальского.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись А.В. Зизюк
Копия верна
судья Зизюк А.В.
секретарь Михайлова Е.В.
УИД 75RS0005-01-2023-000698-51