Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-153/2022 от 10.01.2022

Дело № 12-153/2022

УИД 18RS0003-01-2022-000058-91

Р Е Ш Е Н И Е

20 апреля 2022 года                                      г. Ижевска

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Городилова Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника БРП на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Удмуртской Республике ХСВ от <дата> <номер> о привлечении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «КАРАВЕЛЛА» БРП к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике (далее – Инспекция) ХСВ от <дата> <номер>, директор Общества с ограниченной ответственностью «КАРАВЕЛЛА» (далее – ООО) БРП признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

БРП подана жалоба, в которой заявитель, не оспаривая события административного правонарушения, просит отменить вышеуказанное постановление, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебное заседание БРП, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы не явился.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверяя дело в полном объеме, судья приходит к следующему.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, основанием для привлечения БРП к административной ответственности послужило то, что он как руководитель ООО «КАРАВЕЛЛА» в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» производил выплаты заработной платы работнику ЛИН, являющемуся нерезидентом, т.е. осуществлял валютную операцию, по платежному поручению <номер> от <дата> через кассу предприятия, минуя счета в уполномоченных банках.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства также являются резидентами (подпункты «а», «б» пункт 6 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Все остальные физические лица признаются нерезидентами (подпункт «а» пункт 7 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Предусмотренный Федеральным законом №173-ФЗ перечень условий, при соблюдении которых расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках, является исчерпывающим. Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме через кассу не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании список операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках (наличными через кассу организации).

В силу части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.

Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 20 июля 2021 года № 1664-О указал на сложившуюся единообразную практику толкования и применения положений валютного законодательства о недопустимости выплачивать зарплату нерезидентам наличными денежными средствами.

Согласно статье 25 Федерального закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно представленных ООО «Каравелла» справок по форме-2НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных Обществом, установлено, что в ООО «Каравелла», расположенном по адресу: <адрес>, трудоустроен иностранный гражданин – нерезидент ЛИН, который на основании трудового договора принят на должность «заведующего хозяйством».

Согласно сведениям, представленным <дата> МВД по УР о разрешительных документах на право осуществления деятельности и проживания на территории Российской Федерации в отношении указанного иностранного гражданина установлено, что данный гражданин не имеет вида на жительство.

Из представленных материалах дела об административном правонарушении выявлено, что ООО «Каравелла» исполняло свои обязательства по выплате заработной плате работнику ЛИН, который являлся нерезидентом, наличным расчетом, минуя уполномоченный банк, что подтверждается платежной ведомостью.

Руководителем ООО «Каравелла» на момент указанного события являлся БРП

В силу статьи 2.4 КоАП РФ и Примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Однако, согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Вступившим в законную силу постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении <номер> от <дата>, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска от 21 февраля 2022 года по делу 12-144/2022, БРП привлечен к административной ответственности за правонарушение, допущенное в ходе деятельности организации в 2020 году, выявленное в рамках налоговой проверки в 2021 году, по результатам анализа представленных заявителем справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных юридическим лицом письмом в ответ на запрос налогового органа.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении установлены обстоятельства, исключающие производство по такому делу, а именно, наличие в отношении БРП ранее вынесенного постановления о назначении административного наказания по административному правонарушению, выявленному в рамках названной проверки.

В соответствии п.7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

При таких обстоятельствах постановление от <дата> <номер> подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Удмуртской Республике ХСВ от <дата> <номер> о привлечении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «КАРАВЕЛЛА» БРП к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья:                                        Д.Д. Городилова

12-153/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Бабушкин Роман Петрович директор ООО "Каравелла"
Другие
Кузьминых Андрей Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Городилова Диана Дамировна
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
11.01.2022Материалы переданы в производство судье
11.01.2022Истребованы материалы
20.04.2022Поступили истребованные материалы
20.04.2022Судебное заседание
26.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
21.06.2022Вступило в законную силу
09.09.2022Дело оформлено
09.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее