Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-877/2024 ~ М-3755/2023 от 29.12.2023

Дело №2-877/2024

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года Кировский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,

при секретаре Филиппове А.С.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Бушуевой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах Матвеевой Е.Г., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Перми обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обязании обеспечить Матвееву Е.Г. в разумные сроки техническими средствами реабилитации – вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата); о взыскании в пользу Матвеевой Е.Г. компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование иска указано, что в прокуратуру района поступило обращение Матвеевой Е.Г. о не обеспечении Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю техническим средством реабилитации – сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией, слуховым аппаратом цифровым заушным сверхмощным, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата). Матвеева Е.Г. является инвалидом ....... группы с 03 июня 2011 года. Индивидуальной программой реабилитации от 15 мая 2023 года инвалиду рекомендованы технические средства реабилитации: слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный, вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата). Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, – 01 октября 2015 года – бессрочно. 20 июня 2023 года Матвеева Е.Г. обратилась в Отделение с заявлением на обеспечение ее техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПРА. 20 июня 2023 года Матвеева Е.Г. поставлена на учет в Отделении по обеспечению техническими средствами реабилитации. Отделением по настоящее время Матвеева Е.Г. техническим средством реабилитации не обеспечена. Ответом от 08 декабря 2023 года Отделением сообщено, что количество закупленных изделий по государственным контрактам позволило удовлетворить потребность инвалидов, вставших на учет до апреля 2023 года. Несвоевременное предоставление технических средств реабилитации доставляет неудобства, нравственные и физические страдания, ограничивает жизнедеятельность, создает препятствия для социальной адаптации. Самостоятельно Матвеева Е.Г. не располагает возможностью приобретать технические средства реабилитации за собственный счет. Сам факт несвоевременного обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для социальной адаптации. Несвоевременное обеспечение Матвеевой Е.Г. техническими средствами реабилитации, необходимыми ей по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает ее здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Представитель истца – старший помощник прокурора Бушуева В.Д. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Истец Матвеева Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена.

Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях представитель ответчика указал, что требования необоснованны, не подлежат удовлетворению, обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации Отделение Фонда выполняет в соответствии с заключенными государственными контрактами, основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 1000 руб. отсутствуют.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Матвеева Е.Г., является инвалидом ....... группы по общему заболеванию бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации Матвеевой Е.Г. рекомендованы технические средства реабилитации: слуховой аппарат цифровой заушный мощный; вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), - срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, – с 01 октября 2015 года – бессрочно.

20 июня 2023 года Матвеева Е.Г. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации: слуховым аппаратом цифровым заушным мощным; вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

Согласно уведомлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 20 июня 2023 года Матвеева Е.Г. поставлена на учет для обеспечения: вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

Письмом от 08 декабря 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю сообщило, что 11 августа 2023 года Отделением с ООО Торгово-промышленная компания «РИТМ» заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению вкладышей ушных индивидуального изготовления (для слухового аппарата) для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края. Однако количество закупленных изделий по вышеуказанному государственному контракту позволило удовлетворить потребность, вставших на учет в Отделении до апреля 2023 года. Объем средств федерального бюджета, выделенный Отделению в конце 2022 года, в том числе дополнительно доведенные ассигнования из средств федерального бюджета на обеспечение в 2023 году инвалидов техническими средствами реабилитации позволил в рамках государственных контрактов удовлетворить заявки от инвалидов об обеспечении в натуральной форме, которые поступили с июня 2022 года и в среднем до конца апреля 2023 года, а также удовлетворить потребность инвалидов в средствах ежедневного использования (подгузники, впитывающие простыни, спецсредства) и произвести выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и оформить электронные сертификаты на приобретение технических средств реабилитации по настоящее время. В настоящее время Отделение приступило к проведению процедур закупок технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий для обеспечения ими инвалидов в 2024 году. Таким образом, направление на обеспечение Матвеевой Е.Г. будет выслано почтой на ее домашний адрес после проведения процедур закупок и заключения государственных контрактов.

Матвеева Е.Г. обратилась в прокуратуру Кировского района г.Перми с заявлением, указав, что по настоящее время средством реабилитации не обеспечена, считает, что сроки предоставления нарушены, в связи с чем она испытывает нравственные страдания, так как претерпевает неудобства в повседневной жизни; денежных средств на самостоятельное приобретение аппарата не имеет.

Прокурор Кировского района г.Перми в соответствии с положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывая на не обеспечение Матвеевой Е.Г. техническим средством реабилитации, что причиняет инвалиду нравственные и физические страдания, ограничивает жизнедеятельность инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для социальной адаптации, обратился в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Исходя из преамбулы Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федерального закона №181-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Согласно статьей 10 Федерального закона №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона №181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 (далее – Правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подпункт «а» пункта 3 Правил).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (пункт 4 Правил).

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания (пункт 16 Правил).

Таким образом, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, к которым относятся, в том числе вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата), законом возложена на территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, невыполнение указанной обязанности либо неполное, несвоевременное ее выполнение нарушает права инвалида, препятствует его реабилитации, возможности реализации равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и влечет возложение ответственности на соответствующий орган, нарушивший права инвалида.

Как следует из материалов дела техническим средством реабилитации (вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата)) Матвеева Е.Г. до настоящего времени не обеспечена,

Не проведение ответчиком процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», применительно к установленным по делу обстоятельствам, привело к не своевременному обеспечению истца необходимым техническим средством реабилитации, а также не обеспечило соблюдение ответчиком прав истца в указанной части.

Анализируя в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что гарантированное государством право Матвеева Е.Г. на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническим средством реабилитации, предусмотренным ее индивидуальной программой реабилитации инвалида нарушено в связи с непредставлением до настоящего времени (более семи месяцев) технического средства реабилитации, в связи с чем полагает необходимым возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность обеспечить Матвееву Е.Г. техническим средством реабилитации, а именно вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По мнению суда, указанный срок с учетом объема мероприятий по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, является разумным и достаточным, поскольку иск направлен на защиту прав и интересов инвалида, и установление более длительного срока может отодвинуть реальную защиту прав истца, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, указанными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что Матвеева Е.Г., в силу норм действующего законодательства, могла приобрести техническое средство реабилитации за счет собственных средств с последующей выплатой ей компенсации, несостоятелен, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку приобретение технического средства реабилитации за счет собственных средств является правом истца, а не его обязанностью, истец, реализуя свои права, обратился к ответчику с заявлением именно о предоставлении технического средства реабилитации. Доказательств того, что техническое средство не может быть предоставлено истцу, ответчиком суду не представлено.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Как следует из неопровергнутых ответчиком объяснений истца Матвеевой Е.Г., данных ею в рамках поданного в прокуратуру заявления, а также в исковом заявлении (которые в силу положений статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются одним из видов доказательств), в результате длительного необеспечения (более семи месяцев) необходимым ей средством реабилитации, ей причинены нравственные и физические страдания, в связи с невозможностью прохождения медицинской реабилитации, ограничением жизнедеятельности, создания препятствий для социальной адаптации.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства причинения вреда истцу, степень вины ответчика, характер и степень причиненных нравственных страданий, учитывая также то обстоятельство, что действиями Отделения Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Пермскому краю, не принявшего надлежащих мер к своевременному обеспечению Матвеевой Е.Г. техническим средством реабилитации, нарушены личные неимущественные права истца (право на социальную защиту), тем самым ей причинен моральный вред (физические и нравственные страдания).

Установив, что истец была лишена права на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, принимая во внимание, что указанные нарушения прав истца в сфере социальной защиты лишили ее возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, на улучшение качества жизни, что в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации является основанием для компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Матвеевой Е.Г. суммы компенсации морального вреда в размере 1000 руб., полагая, что такая сумма соразмерна причиненным истцу действиями ответчика нравственным страданиям, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Из вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий инвалидов, предусмотрено их обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Указанные меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Соответственно, доводы ответчика о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, ввиду чего не подлежат удовлетворению, являются несостоятельными, поскольку не предоставлением истцу необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права истца в части сохранения жизненного уровня, необходимого для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Перми, действующего в интересах Матвеевой Е.Г., удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить Матвееву Е.Г. техническим средством реабилитации, а именно вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата).

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) в пользу Матвеевой Е.Г. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья А.А. Каменщикова

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.

2-877/2024 ~ М-3755/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пркурор Кировского района г. Перми
Матвеева Евдокия Григорьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Каменщикова Анастасия Анатольевна
Дело на странице суда
kirov--perm.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2024Предварительное судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее