РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Залари 10 января 2023 года
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Санду Д.К., при секретаре судебного заседания Бывшиковой Н.А., с участием истца Мальцева А.А., представителя ответчика Никитюка М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мальцева Александра Анатольевича к администрации МО «Заларинский район» о признании незаконным ответа на заявление об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, о возложении обязанности назначить пенсию,
установил:
истец Мальцев А.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Заларинский район» о признании незаконным ответа на заявление об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, о возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указано, что руководствуясь ст. 11 закона Иркутской области от 05.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы Иркутской области» в феврале 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. В ответе от 15 февраля 2021 года истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Истец считает отказ неправомерным, поскольку наличие условий, указанных в п. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 05.10.2007 № 88-оз для назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, были соблюдены.
Стаж муниципальной службы на момент увольнения составлял 21 год 1 месяц 10 дней, согласно распоряжению Мэра Заларинского района от 24 ноября 2005 года №.
В должности муниципального служащего председатель комитета по управлению муниципальным имуществом отработал непосредственно перед увольнением более 12 месяцев. Уволен с должности на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ без дальнейшего трудоустройства. Страховая пенсия по старости назначена 25 февраля 2020 года.
Одним из доводов ответчика в отказе о назначении пенсии за выслугу лет указывалось отсутствие необходимого муниципального стажа. В письме от 19 марта 2021 года ответчик определил истцу стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в размере 16 лет 3 месяца 29 дней.
При установлении стажа муниципальной службы ответчик не учитывает период работы в МУП Заларинского района «Сервис» на должности директора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как работы в иных периодах в соответствии со ст. 25 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О Муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».
Истец считает, что в период работы в должности директора МУП Заларинского района «Сервис» им были приобретены опыт и знания, необходимые для дальнейшего выполнения обязанностей по замещению должности муниципальной службы.
С учетом уточненных исковых требований, истец просит суд признать незаконным ответ администрации муниципального образования «Заларинский район» от 15 февраля 2021 года и ответ администрации муниципального образования «Заларинский район» от 19 марта 2021 года. Обязать администрацию муниципального образования «Заларинский район» назначить пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с момента обращения к ответчику с февраля 2021 года.
В судебном заседании истец Мальцев А.А. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Заларинский район» Никитюк М.Б. просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражая по доводам исковых требований, помимо представленного отзыва, представитель ответчика указал, что должность директора муниципального унитарного предприятия, которую замещал истец, не относится к государственной и муниципальной службе. Данная должность не указана в перечне должностей, установленном в региональном законодательстве. Право на назначение пенсии за выслугу лет возникает не по достижению пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в том числе увольнение с муниципальной службы и наличие муниципального стажа, что не было соблюдено истцом. Истец право на получение муниципальной пенсии не имеет, поскольку им не соблюдены требования областного закона.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законодатель Иркутской области, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, установил в Законе Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" к ведению Иркутской области, в том числе урегулировал вопросы пенсионного обеспечения муниципального служащего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета (далее - пенсия за выслугу лет), при наличии следующих условий:
1) стаж муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
2) увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона;
3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области.
Граждане, замещавшие должности муниципальной службы и уволенные с муниципальной службы по основаниям, не указанным в настоящей части, права на пенсию за выслугу лет не имеют.
В силу части 2 статьи 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости пожизненно, к страховой пенсии по инвалидности - на срок, на который определена инвалидность, к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", - на срок установления данной пенсии.
Исходя из приведенных нормативных положений, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета возникает у муниципального служащего при наличии определенного стажа замещения муниципальных должностей, назначения муниципальному служащему пенсии по старости или инвалидности и замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Мальцев А.А. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Согласно записям в трудовой книжке истца Мальцева А.А. указаны следующие периоды трудовой деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в Вооруженных силах ССР;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – трудовая деятельность в Заларинском ОППО;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - трудовая деятельность в УВД «Иркоблисполкома»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - замещение должности председателя КУМИ в администрации МО «Заларинский район»;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – замещение должности директора МУП Заларинского района «Сервис».
Согласно распоряжению мэра Заларинского района от 24 ноября 2005 года № «О зачислении трудового стажа и выплате надбавки к должностному окладу за выслугу лет муниципальному служащему Мальцеву А.А.» зачислен стаж работы 21 год 1 месяц 10 дней и производить выплату с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лет председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Заларинский район» Мальцеву А.А. с ДД.ММ.ГГГГ в размере 30%.
Глава администрации МО «Заларинский района» в ответ на заявление Мальцева А.А. 15 февраля 2021 года указал, что пенсионный возраст истца наступил в 2020 года и назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также, что он вышел на пенсию по старости не с муниципальной службы. Стаж муниципальной службы истца для назначения пенсии за выслугу лет составляет 14 лет 10 месяцев 28 дней и право на получение пенсии за выслугу лет он не имеет, вследствие несоблюдения требований регионального законодательства.
Первый заместитель главы администрации МО «Заларинский район» 19 марта 2021 года Мальцеву А.А. сообщает, что комиссия по назначению пенсии за выслугу лет муниципальному служащему установила стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в 16 лет 3 месяца 29 дней.
В этом же ответе указано, что перечнем должностей, периоды службы в которых включаются в стаж муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Иркутской области, указанные в законе Иркутской области от 04 апреля 2008 года № 3-ОЗ «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области» не предусмотрена должность директора МУП Заларинского района «Сервис», которую замещал Мальцев А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Часть 3 данной статьи предусмотрено, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 3-ОЗ "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которые включается в стаж государственной гражданской и муниципальной службы в Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области" в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включается периоды, обозначенные в статье 2 указанного закона, в том числе периоды работы на муниципальной должности и должности муниципальной службы.
Согласно подпункту "к" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются должности руководителей, специалистов и служащих, замещаемые на постоянной основе в органах местного самоуправления с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей.
Аналогичные нормы были закреплены в подпункте "з" пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 1413, подпункте "к" пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.
Кроме того, согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
С учетом изложенного, при решении вопроса о включении в стаж муниципальной службы Мальцева А.А. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует исходить из того, что в данном случае юридическое значение имеет установление таких обстоятельств, как относились ли замещаемые истцом в спорный период должности к должностям руководителей, специалистов и служащих в органе местного самоуправления (подпункт "к" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141), выполнялась работа на предприятии, в учреждении и организации, опыт и знание которой необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципального служащего (пункт 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141).
Стороной ответчика не оспорен тот факт, что Мальцев А.А. замещал должность директора МУП Заларинского района «Сервис», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец пояснил, что указанной организации в настоящее время не существует, а приобретенные опыт и знания при замещении им должности директора МУП Заларинского района «Сервис» в дальнейшем были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципального служащего.
Поскольку в период вынесения распоряжения мэра Заларинского района от 24 ноября 2005 года № отсутствовал Закон Иркутской области о порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, помимо указанных в ч.1 ст.25 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службы» стаж муниципальных служащих исчислялся в соответствии с Законом Иркутской области от 02.02.1999 г. № 8-оз «О периодах трудовой деятельности, учитываемых при исчислении стажа замещения областных государственных и муниципальных должностей, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», и на основании чего истцу был исчислен стаж муниципальной службы и зачтены в него иные периоды трудовой деятельности.
Распоряжение № от 24 ноября 2005 года мэра Заларинского района не было отменено, стороной ответчика не оспаривалось.
На основе вышеназванных норм, Мальцев А.А. с учетом вышеизложенных требований закона, обоснованно после установления ему трудовой пенсии по старости обратился в администрацию муниципального образования «Заларинский район» с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.
Из изложенного усматривается, что Мальцев А.А. имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, однако ему данная доплата не была назначена.
Таким образом, на основе анализа приведенных норм действующего законодательства, суд усматривает наличие оснований для признания отказа Мальцеву А.А. в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе администрацией муниципального образования «Заларинский район» незаконным, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленные требования, как взаимосвязанные друг с другом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Мальцева Александра Анатольевича к администрации муниципального образования «Заларинский район» о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе незаконным, о возложении обязанности назначить пенсию, удовлетворить.
Признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования «Заларинский район», изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ и в письме от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии Мальцеву Александру Анатольевичу за выслугу лет муниципальной службы.
Включить в стаж муниципальной службы Мальцеву Александру Анатольевичу периоды работы в должности директора муниципального унитарного предприятия Заларинского района «Сервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью пять лет.
Обязать администрацию муниципального образования «Заларинский район» назначить Мальцеву Александру Анатольевичу пенсию за выслугу лет муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 января 2023 года.
Судья Д.К. Санду