Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3176/2024 ~ М-2619/2024 от 03.06.2024

2а- 3176/2024

73RS0001-01-2024-004005-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2024 года                                                                                          г. Ульяновск

Ленинский районный суд в составе судьи Борисовой Е.С. при секретаре Пермогорской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак Инне Владиславовне, ГМУ ФССП России, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрации города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Иск мотивирован тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу , согласно которого на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную северо-западнее <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 руб. Администрация города Ульяновска не уклонялась от исполнения от исполнения решения суда, но исполнить его в течение 5-дневного срока без соблюдения всех процедур не представляется возможным, поскольку выполнить работы можно только на основании заключенных государственных контрактов в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На 2024 на ликвидацию несанкционированных свалок предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1000 000 руб., однако сохраняется дефицит средств бюджета МО «город Ульяновск». Просит освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГМУ ФССП России.

Представитель административного истца Денисова О.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебной пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменный отзыв, согласно которого возражала против удовлетворения административного иска, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» должник по исполнительному производству Администрация г.Ульяновска не представила доказательства чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, а потому постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено правомерно. Доводы, изложенные в заявлении, не могут служить основанием для уплаты исполнительского сбора.

Представители ГМУ ФССП России, УФССП по Ульяновской области, прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в судебном заседании не участвовали, извещались.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п.1 ст. 81 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе при отсутствии установленных КАС РФ оснований за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в неисполнении возложенных обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной северо-западнее <адрес> в <адрес>, возложена на администрацию <адрес> обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную северо-западнее <адрес> в <адрес> (л.д.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

На основании данного исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрации г.Ульяновска. Должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, которое было получено Администрацией г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ (л.д.

В связи с неисполнением постановления в установленный 5-дневный срок ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Ходак И.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Ульяновска исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. (л.д.

Данное постановление вынесено в соответствии с ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 6.3 Федерального закона РФ от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» (в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ) в ФССП России создано главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП (ГМУ ФССП России), а для осуществления функций которого в Ульяновской области с 01.11.2023 функционирует специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России).

Оценив представленные доказательства и приведенные доводы административного иска, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно Устава Муниципального образования «город Ульяновск» администрация г.Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновска» (ст. 36), финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ст. 18 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Следовательно, денежные средства, находящиеся в распоряжении Администрации г.Ульяновска, имеют целевой характер и возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от местного финансирования.

Решением Ульяновской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с которым определен дефицит бюджета на 2024 год в сумме 500 000,0 тыс. рублей или 6,1 процентов объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.

Согласно представленным письмам в адрес Председателя Ульяновской городской думы, Губернатора Ульяновской области Глава города Ульяновска обращался с просьбами оказать содействие в увеличении финансирования на исполнение судебных решений, в том числе по возложению обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок.

Исполнение обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки отходов, возложенных решением суда на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, возможно только на основании заключенных муниципальных контрактов в соответствии с требованиями и процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предусматривает значительные сроки по заключению таких контрактов.

Учитывая временные затраты на целевое финансирование, дефицит местного бюджета, необходимость соблюдения требований и процедуры, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», объективно исключается возможность исполнения требования исполнительного документа в установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ пятидневный срок.

Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. Напротив, согласно представленным в материалы дела административным истцом по исполнительному производству письмам, усматривается, что им предпринимались действия по истребованию средств дополнительного финансирования для ликвидации несанкционированных свалок (л.д.).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у Администрации г.Ульяновска отсутствовало виновное неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, предпринимал меры к его исполнению, в связи с чем имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в связи с наличием объективных причин, препятствующих исполнению требований исполнительного документа в установленный срока.

Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак Инне Владиславовне, ГМУ ФССП России, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Ходак Инны Владиславовны.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                             Е.С. Борисова

Срок изготовления решения в окончательной форме 01.07.2024.

2а-3176/2024 ~ М-2619/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Ульяновска
Ответчики
ГМУ ФССП России
СПИ СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Ходак И.В.
УФССП России по Ульяновской области
Другие
прокуратура Засвияжского района г. Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Борисова Е. С.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Передача материалов судье
03.06.2024Регистрация административного искового заявления
05.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее