61RS0№-75 дело №
____________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года <адрес>
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лихачевой Е.М.
при секретаре Выстребовой Е.С.,
с участием прокурора Шкумат М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1725/2023по исковому заявлению исковое заявление прокурора г. Волгодонска Ростовской области к Администрации г. Волгодонска, Управлению образования г. Волгодонска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа № об обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
установил:
Прокурор г. Волгодонска Ростовской области обратился с иском к Администрации г. Волгодонска, Управлению образования г. Волгодонска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя школа № об обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, ссылаясь на то, что прокуратурой города во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 25.01.2022 № 4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства направленного на обеспечение безопасности обучающихся в МБОУ СШ № г. Волгодонска, расположенном по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. В нарушение пункта 54, не организована работа по ремонту систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), в том числе по замене комплектующего оборудования данных систем при истечении сроков его эксплуатации, установленных изготовителем, а также замене в полном объёме кабельных линий данных системы, не сохраняющих работоспособность при пожаре, в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Исходя из положений пунктов 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации, обеспечения безопасности обучающихся (воспитанников) во время их пребывания в образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Нарушения законодательства о пожарной безопасности в учреждениях образования, являющихся объектами с массовым пребыванием людей, преимущественно несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара, могут повлечь порчу имущества МБОУ СШ № г. Волгодонска, требуют незамедлительного принятия мер по устранению нарушений, а также причин и условий, им способствующих, а виновные в допущенных нарушениях лица подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности.
Руководителю образовательной организации, в том числе по данному факту, прокуратурой города вносилось представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия финансирования. С целью соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, во избежание неблагоприятных последствий, выражающихся в возможном причинении вреда жизни и здоровью несовершеннолетних лиц и работников образовательного учреждения, требуется незамедлительное принятие мер по устранению нарушений, а также причин и условий, им способствующих.
Дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства в МБОУ СШ № г. Волгодонска создает угрозу жизни и здоровью граждан, и в первую очередь детей, обучающихся в образовательном учреждении, а также сотрудников учреждения, что недопустимо.
До настоящего времени нарушение не устранено, замена системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не произведена.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с постановлением Администрации города
Волгодонска от 03.05.2011 № 1051 «О передаче полномочий учредителя. Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе МБОУ СШ № г. Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
В соответствии с п. 3, 10, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Прокурора г.Волгодонска Шкумат просит обязать Администрацию г. Волгодонска выделить денежные средства на замену системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, разработку проекта автоматической системы пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на всех этажах МБОУ СШ № г. Волгодонска.
Обязать Управление образования г. Волгодонска, МБОУ СШ № г. Волгодонска произвести замену системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, разработку проекта автоматической системы пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на всех этажах МБОУ СШ № г. Волгодонска
В судебном заседании представитель истца - помощник Прокурора г.Волгодонска Шкумат М.С. заявленные требования уточнила, окончательно просила обязать Администрацию г.Волгодонска выделить денежные средства на замену системы речевого оповещения «Трамбон», световые указатели «выход». Обязать Управление образования г.Волгодонска, МБОУ СШ № г.Волгодонска произвести замену системы речевого оповещения «Трамбон», световые указатели «выход».
Срок исполнения 1 год с момента вступления решения в законную силу.
Представитель Администрации г.Волгодонска Ростовской области Иванищева Т.Ю. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель Управления образования г.Волгодонска Ростовской области Чибичьян О.В. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в письменных возражениях, исковые требования не признала, просил отказать в их удовлетворении.
Директор МБОУ СШ№ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества возложено на собственника имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Кроме того требования противопожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
Согласно п. 3 ст. 51 Технического регламента системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Технического регламента одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (часть 1 статьи 54).
Имущество МБОУ СШ № г. Волгодонска, является муниципальной собственностью и находится в казне муниципального образования
Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с постановлением Администрации города Волгодонска от 03.05.2011 № 1051 «О передаче полномочий учредителя» Управление образования города Волгодонска осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе МБОУ СШ № г. Волгодонска, которое является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета в пределах средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания.
Имущественный комплекс, расположенный по вышеуказанному адресу, находится в муниципальной собственности города и передан учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом.
В соответствии с п. 3, 10, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания.
Согласно абз. 8 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Суд установил, что прокуратурой г. Волгодонска в защиту интересов неопределенного круга лиц сотрудников и несовершеннолетних обучающихся МБОУ СШ № г.Волгодонска проведена проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Нарушение пункта 54, согласно которому не организована работа по ремонту систем противопожарной защиты (системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), в том числе по замене комплектующего оборудования данных систем при истечении сроков его эксплуатации, установленных изготовителем, а также замене в полном объёме кабельных линий данных системы, не сохраняющих работоспособность при пожаре, в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
В соответствии с п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации, обеспечения безопасности обучающихся (воспитанников) во время их пребывания в образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Нарушения законодательства о пожарной безопасности в учреждениях образования, являющихся объектами с массовым пребыванием людей, преимущественно несовершеннолетнего возраста, подвергают опасности их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара, могут повлечь порчу имущества МБОУ СШ № г. Волгодонска.
Поскольку здание МБОУ СШ № г. Волгодонска находится в муниципальной собственности и передано учреждению для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, то в силу требований п.3, 10, 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ МБОУ СШ № г. Волгодонска по адресу: <адрес>, на ответчиков возложена обязанность по обеспечению безопасности жизни, здоровья неопределенного круга лиц, а также имущественных интересов при использовании спорного объекта.
При таких обстоятельствах суд находит уточненные исковые требования прокурора г. Волгодонска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчиков о произведении замены системы в рамках планируемого капитального ремонта, после закрытия учебного заведения и распределения учащихся по учебным заведениям города, признаются судом несостоятельными и подлежат отклонению.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований противопожарной безопасности в здании образовательной организации – МБОУ СШ № г. не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г. Волгодонска в срок не позднее 1 года с даты вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на замену системы речевого оповещения «Трамбон», световые указатели «выход» для оборудования МБОУ СШ № г. Волгодонска.
Обязать Управление образования г. Волгодонска, МБОУ СШ № г. Волгодонска в срок, не позднее 1 года со дня вступления решения в законную силу, произвести замену системы речевого оповещения «Трамбон», световые указатели «выход».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.М.Л