Дело 2-94/2020
УИД: 29RS0003-01-2020-000080-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 года с. Ильинско-Подомское
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Якимова В.Н.,
при секретаре судебного заседания Пузыревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вилегодского районного суда Архангельской области в селе Ильинско-Подомское гражданское дело по иску Ильиной С. А. к администрации муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и обязании включить в данный список,
установил:
Ильина С.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Вилегодский муниципальный район» о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и обязании включить в данный список.
В обоснование своих требований истец указала, что постановлением администрации МО «Вилегодский муниципальный район» от 23 декабря 2019 года №__-од ей было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного помещения жилищного фонда в связи с тем, что основания для предоставления жилого помещения отсутствуют, поскольку истцом не приняты меры, предусмотренные ч. 3 ст.72 Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретного варианта обмена суду представлено не было. Ильина С.А. обращалась в Вилегодский районный суд Архангельской области с иском к Ильиной Н.В. и администрации МО «Никольское» о принудительном обмене жилого помещения. В удовлетворении исковых требованиях отказано, так как обмен данного жилого помещения невозможен и также на территории муниципального образования «Никольское» отсутствуют свободные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, пригодные для проживания, поэтому и принудительный обмен спорного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, невозможен. Просит признать незаконным постановление администрации МО «Вилегодский муниципальный район» от 23 декабря 2019 года №__-од и обязать администрацию МО «Вилегодский муниципальный район» включить ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определениями суда в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (далее - третьи лица) привлечены: отдел опеки и попечительства управления образования и культуры администрации МО «Вилегодский муниципальный район», министерство образования и науки Архангельской области и министерство финансов Архангельской области.
Истец Ильина С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявления основаниям и просила их удовлетворить, пояснив, что зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> совместно с матерью Ильиной Н.В., которая лишена родительских прав, злоупотребляет спиртными напитками и совместное проживание истца с ней невозможно. Истец обращалась в администрацию МО «Никольское» с заявлением о принудительном обмене, однако получила ответ, что такой обмен невозможен. Сама Ильина Н.В. также никуда переезжать не хочет.
Представитель ответчика администрации МО «Вилегодский муниципальный район» Метлина А.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, указав, что обжалуемое постановление администрации является законным и обоснованным. Основанием для его вынесения послужило решение Вилегодского районного суда Архангельской области, которым Ильиной С.А. было отказано в принудительном обмене жилого помещения в связи с тем, что истцом не были приняты определенные меры и конкретных вариантов обмена не представлено.
Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства управления образования и культуры администрации МО «Вилегодский муниципальный район», Герасимова С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, также ссылаясь на решение Вилегодского районного суда Архангельской области об отказе в удовлетворении иска Ильиной С.А. о принудительном обмене.
Третьи лица: министерство образования и науки Архангельской области и министерство финансов Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отношение по иску не представили.
В соответствии со 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Вилегодского районного суда Архангельской области от 11 октября 2010 года Ильина Н.В. (ответчик по данному делу) лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Ильиной С.А. (истца по данному делу).
Постановлением администрации МО «Вилегодский район» №__-од от 09 ноября 2010 года малолетняя Ильина С.А. помещена под надзор в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Ильинский детский дом-школа» на полное государственное обеспечение.
Постановлением администрации МО «Вилегодский район» №__-од от 13 августа 2010 года за малолетней Ильиной С.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Спорное жилое помещение является муниципальной собственностью муниципального образования «Никольское».
Согласно договору социального найма жилого помещения №__ от 26 ноября 2015 года администрация МО «Никольское» передала в бессрочное владение и пользование Ильиной Н.В. находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем Ильиной Н.В. в жилое помещение вселена в качестве члена семьи: Ильина С.А. - дочь (истец по делу).
Истец Ильина С.А. зарегистрирована в данном жилом помещении, что подтверждается поквартирной карточкой.
Согласно информации, представленной ГБУ СОН Архангельской области «Вилегодский комплексный центр социального обслуживания», Ильина Н.В. находится на обслуживании в отделении социального обслуживания на дому и с 29 апреля 2019 года по 01 мая 2021 года ей <данные изъяты>.
Из представленной в материалы дела администрацией МО «Никольское» информации следует, что на территории муниципального образования «Никольское» отсутствуют свободные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Никольское», пригодные для проживания, возможность произвести обмен жилого помещения также отсутствует.
Согласно ст. 45 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации
Положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Доводы представителей ответчика и третьего лица отдела опеки и попечительства управления образования и культуры администрации МО «Вилегодский муниципальный район», указывающие на то, что истцом не приняты меры, предусмотренные ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, поэтому Ильина С.А. не может быть включена в список, в данном случае необоснованные и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ) право на жилое помещение в соответствии с настоящим законом имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно ст. 12 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В сиу п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, нанимателями, членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если такое вселение противоречит интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в частности, при проживании на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ).
В данном случае факт невозможности вселения подтверждается копиями вступивших в законную силу решений судов о лишении родительских прав и об отказе в принудительном обмене жилого помещения (ч. 2 ст. 16 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ).
Статьей 19 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ предусмотрено, что органы опеки и попечительства формируют списки в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.
Лица, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 11 настоящего закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Исходя из вышеизложенных норм, достаточным основанием для включения в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями является наличие факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в жилое помещение в случае проживания там родителей, лишенных в отношении этих детей родительских прав и вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. При этом, действующим законодательством не предусмотрено, что такой отказ (решение) должен быть принят по каким-то определенным основаниям.
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 19 сентября 2019 года Ильиной С.А. отказано в удовлетворении исковых требований к Ильиной Н.В. и администрации МО «Никольское» о принудительном обмене жилого помещения.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 24 октября 2019 года.
При этом, согласно справки администрации МО «Никольское» от 26 февраля 2020 года, на территории муниципального образования «Никольское» отсутствуют свободные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, пригодные для проживания, и возможность произвести обмен спорного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, отсутствует по причине отсутствия вариантов обмена.
Также, из сообщения администрации МО «Вилегодский муниципальный район» от 12 марта 2020 года следует, что конкретных вариантов для обмена спорного жилого помещения, в котором зарегистрирован истец, на другое жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Вилегодский муниципальный район», не имеется.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно то, что Ильина С.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, ее вселение в закрепленное за ней жилое помещение является невозможным, поскольку противоречит ее интересам, так как в нем проживает ее мать, лишенная родительских прав, наличие вступившего в законную решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что у администрации МО «Вилегодский муниципальный район» отсутствовали основания для принятия решения об отказе во включение истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и поэтому постановление администрации МО «Вилегодский муниципальный район» от 23 декабря 2019 года № 602-од нельзя признать законным.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчику о признании незаконным постановления администрации МО «Вилегодский муниципальный район» от 23 декабря 2019 года № 602-од об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и обязании включить в данный список, подлежат удовлетворению.
При этом, датой включения истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является дата подачи истцом Ильиной С.А. заявления, по которому было вынесено постановление администрацией МО «Вилегодский муниципальный район» от 23 декабря 2019 года № 602-од об отказе во включении истца в вышеуказанный список.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 602-░░ «░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., _____.__░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ _____.__░ ░ ░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░