Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1972/2023 ~ М-1575/2023 от 26.05.2023

Дело № 2-1971(1972-1973)/2023

УИД 86 RS0007-01-2023-001963-46

(86 RS0007-01-2023-001983-83;

86 RS0007-01-2023-001976-07)

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    20 июня 2023 года                                                              г. Нефтеюганск.    Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при помощнике судьи Садовском А.И., с участием представителя процессуального истца – Свитиной А.А., представителя ответчика – Романовой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Нефтеюганского межрайонного прокурора, действующего в интересах Исмагиловой Людмилы Владимировны, Бондаренко Виктории Викторовны и Анисимовой Светланы Витальевны к ООО ГТК «ПАСАВТО» о перерасчете и индексации заработной платы, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах бывших работников ООО ГТК «ПАСАВТО» (далее также - Общество) Исмагиловой Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимовой С.В. с исками, объединенными в одно производство, в которых просит:

- произвести ООО ГТК «ПАСАВТО» перерасчет заработной платы в пользу Исмагиловой Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимовой С.В. за период трудовой деятельности с 01.01.2020 по 28.08.2022, по 13.10.2022 и по 18.05.2022 соответственно;

- произвести индексацию заработной платы Исмагиловой Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимовой С.В. за те же периоды, в размере 218,27 руб. каждой;

- взыскать с ООО ГТК «ПАСАВТО» в пользу Исмагиловой Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимовой С.В. задолженность по недополученной заработной плате за указанные периоды, в суммах: 1 446 861,99 руб., 1 481 699,74 руб. и 734239,67 руб. соответственно, а также компенсацию морального вреда по 300 000,00 руб. каждой.

Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой на основании коллективного обращения работников проведена проверка исполнения Обществом требований трудового законодательства.

Так, установлено, что Исмагилова Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимова С.В. осуществляли трудовую деятельность в ООО ГТК «ПАСАВТО» в должности кондукторов по вышеуказанные даты.

Истец считает, что в спорные периоды расчёт заработной платы истцов производился Обществом с нарушениями требований действующего законодательства, а именно без учета п. 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, которым предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже МРОТ, принятого в Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (далее - МРОТ) с 01.01.2020 был установлен в размере 12 130 рублей в месяц, с 01.01.2021 - 12 792 рубля и с 01.01.2022 - 13 890 рублей, следовательно, минимальная (базовая) тарифная ставка рабочего 1 разряда не может быть менее 12 130 руб. в 2020 году, 12 792 руб. в 2021 году, 13 890 руб. в 2022 году, тогда как штатными расписаниями Общества, тарифная ставка (оклад) на период с 01.01.2020 по 31.12.2021 была установлена в размере 8 062,94 руб., с 01.01.2022 по 31.12.2022 – 8 480,49 руб.

Исходя из перерасчета тарифной ставки истцов в соответствии с указанным п. 3.1 Отраслевого соглашения, прокурор считает, что истцам недоплачена заработная плата в указанных выше суммах.

Кроме того, в спорные периоды работы истцов в Обществе, им не производилась индексация заработной платы.

Учитывая значительные размеры недоплаты истцам заработной платы, им также причинен и моральный вред.

В судебном заседании представитель процессуального истца исковые требования поддержали, просит их удовлетворить по основаниям и расчетам, указанным в исковых заявлениях и в помесячных перерасчетах недоплаченной заработной платы, приложенных к искам. Также просила восстановить истцам срок обращения в суда за разрешением индивидуального трудового спора по невыплате заработной платы в полном объеме с учетом коронавирусных ограничений.

Истцы Исмагилова Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями не согласилась в полном объеме, в том числе по мотиву пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, настаивая, что заработная плата истцам выплачена в полном объеме. Кроме того, Общество не является участником Отраслевого соглашения, на него его положения не распространяются.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истцов.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно статье 129 ТК РФ, заработной платой (оплатой труда работника) признаётся вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья).

Согласно статье 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статьёй 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Названной статьёй также установлено, что условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определённые коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 143 ТК РФ, тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно статье 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трёхсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (абзац 8 статьи 45 ТК РФ).

В период с 2020 по 2022 годы на территории Российской Федерации действовало принятое 19.11.2019 и зарегистрированное в Федеральной службе по труду и занятости 24.12.2019 Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020-2022 годы, пунктом 1.7 которого определено, что региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными (далее также - Отраслевое соглашение).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы осуществляли свою трудовую деятельность в ООО ГТК «ПАСАВТО» в должности кондуктора: Исмагилова Л.В. с 01.06.2017 по 29.08.2022 - уволена по собственному желанию; Бондаренко В.В. с 01.06.2017 по 13.10.2022 - уволена по собственному желанию; Анисимова с 01.06.2017 по 12.11.2020 и с 19.11.2021 по 18.05.2022 - уволена в связи с истечением срока трудового договора.

Процессуальный истец считает, что в периоды работы истцов с 01.01.2020 по момент увольнения, их заработная плата не соответствовала Отраслевому соглашению, поскольку применяемая при начислении заработной платы, тарифная ставка кондукторов, не соответствовала п.п. 3.1, 3.5 Отраслевого соглашения, согласно которым, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже МРОТ, принятого в Российской Федерации. Указанный размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.

Так, с 01.01.2020 МРОТ составлял 12 130 рублей в месяц, с 01.01.2021 -             12 792 рубля и с 01.01.2022 - 13 890 рублей.

Истцы относились к работникам 3 разряда, следовательно, их минимальная (базовая) тарифная ставка не могла быть меньше: с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 16 982 (12130*1,4) руб.; с 01.01.2021 по 31.12.2021 – 17 980,80 (12792*1,4) руб. и с 01.01.2022 по день увольнения – 19 446 (13890*1,4) руб. При этом, для расчета часовой тарифной ставки (далее - ЧТС), используется среднемесячная норма рабочего времени, которая: в 2020г. при среднемесячной норме в 148,28 час., составляла 114,45 (16982р./148,28ч.) руб.; в 2021г. ЧТС составляла 121,11 (17980,80р./147,87ч.) и в 2022г. – 131,44 (19446р./147,95ч.) руб.

Произведя перерасчет начисленной истцам в спорные периоды заработной платы с учетом вышеуказанных ЧТС, процессуальный истец считает, что: истцу Исмагиловой Л.В. недоплачено 1 446 861,99 руб.; истцу Бондаренко В.В. -                1 481 699,74 руб. и истцу Анисимовой С.В. – 734 239,67 руб.

С вышеприведенными доводами процессуального истца суд согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм трудового права и Отраслевого соглашения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии с Федеральными законами от 27.12.2019 № 463-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ и от 06.12.2021 № 406-ФЗ, МРОТ с 01.01.2020 установлен в размере 12 130 рублей, с 01.01.2021 - 12 792 рубля и с 01.01.2022 - 13 890 рублей в месяц.

В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2020-2022 годы от 10.12.2019, МРОТ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 01.01.2020 составляет не ниже МРОТ, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами минимальная заработная плата истцов, полностью отработавших за спорный период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже минимального размера оплаты труда в размере 12 130 руб. в 2020г., 12 792 руб. в 2021г. и 13 890 руб. в 2022г. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть не менее 26 686 (12130*2,2) руб., 28 142,40 (12792*2,2) руб. и 30 558 (13890*2,2) руб. соответственно.

В соответствии же с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.

Ответчиком не оспариваются доводы исковых заявлений о том, что тарифная ставка (оклад) на период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составляла                      8 062,94 руб., а с 01.01.2022 по 31.12.2022 – 8 480,49 руб., что менее размера базовых (минимальных) тарифных ставок, установленных пунктом 3.1 Отраслевого соглашения.

Вместе с тем, в силу пункта 3.2 Отраслевого соглашения, размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в размере двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием, согласно которой коэффициент заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъекте РФ для кондукторов составляет 2,0.

В соответствии с примечанием к таблице № 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии с постановлениями Правительства Ханты-Мансийского округа – Югры от 24.04.2020     № 152-п, от 24.07.2020 № 305-п, от 30.10.2020               № 481-п и от 29.01.2021 № 17-п об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за I-IV кварталы 2020 года, величина прожиточного минимума в автономном округе составляла 16 472, 17 500, 17 544 и 17 140 рублей соответственно.

Согласно постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2021            № 29-п, величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год для трудоспособного населения составляла 17 500 рублей.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 02.09.2021 N 334-п, величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2022 год для трудоспособного населения установлена в размере 20 302 рубля.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 с учетом таблицы № 1 Отраслевого соглашения минимальный гарантированный размер месячной заработной платы кондуктора в ХМАО – Югре должен был быть: в I кв. 2020г.    не менее 32 944 (16472*2,0) руб., во II кв. 2020г. не менее 35 000 (17500*2,0), в III кв. 2020г. не менее 35 088 (17544*2,0) и в IV кв. 2020г. не менее 34 280 (17140*2,0) руб.; в 2021г. – не менее 35 000 (17500*2,0) руб. и в 2022г. – не менее 40 604 (20302*2,0) руб.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.

В соответствии же со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года               № 89-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Согласно статье 3 названного Федерального закона, минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Таким образом, прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.

Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника. При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки. В минимальный же гарантированный размер заработной платы работника, в соответствии с примечанием к таблице № 1 Отраслевого соглашения, не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.

В рассматриваемом случае истцам Исмагиловой Л.В., Бондаренко В.В. и Анисимовой С.В. производилось начисление заработной платы по часовой тарифной ставке, установленной работодателем и размер которой ниже, чем размер минимальной часовой тарифной ставки по Отраслевому соглашению, следовательно, необходимо установить, не меньше ли размер начисленной работнику заработной платы за полный отработанный месяц за полную отработанную норму рабочего времени с начислением всех компенсационных выплат размера минимальной гарантированной заработной платы, исчисленный в соответствии с пунктом 3.2. Отраслевого соглашения, то есть: в 2020 году - I квартал не менее 32 944 (16472*2,0) руб., II квартал не менее 35 000 (17500*2,0), III квартал не менее 35 088 (17544*2,0) и IV квартал не менее 34 280 (17140*2,0) руб.; в 2021 году – не менее 35 000 (17500*2,0) руб. и в 2022 году – не менее 40 604 (20302*2,0) руб.

Согласно расчетным листкам истца Исмагиловой Л.В. в спорный период времени размер начисленной работнику заработной платы составлял:

- в 2020 году: за январь – 39 983,15 руб.; за февраль – 38 851,87 руб.; за март – 46 766,37 руб.; за апрель – 36 654,05 руб.; за май с учетом отпускных – 89 100,31 руб.; за июнь – отпуск; за июль (неполный) – 31 193,79 руб.; за август с переработкой – 55 550,42 руб.; за сентябрь (неполный с учетом больничных) – 38 326,19 руб.; за октябрь с учетом переработки – 52 641,64 руб.; за ноябрь с учетом переработки – 51 853,74 руб.; за декабрь (неполный с учетом больничных) – 44 338,88 руб.;

- в 2021 году: за январь (неполный с учетом отпускных) – 56 117,91 руб.; за февраль (неполный) – 34 746,93 руб.; за март с учетом переработки – 56 974,81 руб.; за апрель с учетом переработки – 46 216,32 руб.; за май – 36 851,10 руб.; за июнь (неполный с учетом больничных) – 19 882,74 руб.; за июль с учетом переработки – 52 980,25 руб.; за август с учетом отпускных – 56 670,77 руб.; за сентябрь с учетом переработки – 44 753,53 руб.; за октябрь с учетом переработки – 62 311,96 руб.; за ноябрь с учетом переработки – 49 077,10 руб.; за декабрь с учетом переработки – 44 080,99 руб.;

- в 2022 году: за январь – без оплаты; за февраль с учетом больничных за январь – 28 561,31 руб.; за март с учетом переработки – 47 946,89 руб.; за апрель с учетом переработки и больничных – 47 458,95 руб.; за май с учетом переработки – 50 395,78 руб.; за июнь (неполный) – 38 242,06 руб.; за июль (неполный с учетом отпускных) – 90 242,40 руб.; за август компенсация отпуска при увольнении – 14 632,63 руб.

Согласно расчетным листкам истца Бондаренко В.В. в спорный период времени размер начисленной работнику заработной платы составлял:

- в 2020 году: за январь – 37 809,39 руб.; за февраль с учетом переработки – 45 363,60 руб.; за март с учетом отпускных – 49 080,73 руб.; за апрель – 31 115,08 руб.; за май – 26 971,68 руб.; за июнь – 32 289,74 руб.; за июль с учетом переработки – 45 551,03 руб.; за август с учетом отпускных – 64 163,63 руб.; за сентябрь (неполный) – 16 275,82 руб.; за октябрь с учетом переработки – 45 954,82 руб.; за ноябрь с учетом больничных – 40 159,28 руб.; за декабрь с учетом переработки – 51 294,10 руб.;

- в 2021 году: за январь с учетом переработки – 52 944,28 руб.; за февраль с учетом отпускных – 61 453,86 руб.; за март (неполный) – 20 865,62 руб.; за апрель с учетом переработки – 47 974,55 руб.; за май с учетом переработки – 46 129,85 руб.; за июнь – 42 219,50 руб.; за июль с учетом переработки – 49 485,39 руб.; за август (неполный) – 19 770,65 руб.; за сентябрь с учетом отпускных – 63 350,21 руб.; за октябрь с учетом переработки – 44 460,58 руб.; за ноябрь с учетом переработки – 47 760,81 руб.; за декабрь – 40 871,95 руб.;

- в 2022 году: за январь с учетом переработки – 53 316,28 руб.; за февраль с учетом переработки – 49 407,10 руб.; за март с учетом переработки – 50 486,60 руб.; за апрель с учетом переработки – 49 462,60 руб.; за май с учетом переработки – 53 624,08 руб.; за июнь (неполный с учетом отпускных) – 85 001,88 руб.; за июль (неполный) – 7 366,96 руб.; за август с учетом переработки – 47 187,78 руб.; за сентябрь с учетом переработки – 51 540,76 руб.; за октябрь (неполный с учетом компенсации отпуска при увольнении) – 38 276,53 руб.

Согласно расчетным листкам истца Анисимовой С.В. в спорный период времени размер начисленной работнику заработной платы составлял:

- в 2020 году: за январь – 37 571,94 руб.; за февраль с учетом недоработки – 30 298,80 руб.; за март с учетом отпускных – 50 071,91 руб.; за апрель (неполный с учетом больничных) – 16 339,05 руб.; за май с учетом недоработки – 28 153,82 руб.; за июнь с учетом недоработки – 30 241,20 руб.; за июль – 33 738,61 руб.; за август – 36 563,03 руб.; за сентябрь с учетом недоработки – 32 907,45 руб.; за октябрь (неполный с учетом отпускных) – 33 020,71 руб.; за ноябрь (неполный с учетом компенсации отпуска при увольнении) – 31 040,62 руб.

- в 2021 году: за ноябрь (неполный) – 14 111,59 руб.; за декабрь с учетом переработки – 46 360,42 руб.;

- в 2022 году: за январь с учетом переработки – 50 262,11 руб.; за февраль с учетом переработки – 46 055,37 руб.; за март – 37 856,51 руб.; за апрель –                  40 413,63 руб.; за май (неполный с учетом компенсации отпуска при увольнении) – 64 444,03 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что начисленная истцам заработная плата за полный отработанный месяц за полную отработанную норму рабочего времени с начислением всех компенсационных выплат в спорные периоды была не ниже минимальной гарантированной заработной платы, исчисленной в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения (прожиточный минимум в субъекте с применением коэффициента заработной платы кондуктора к прожиточному минимуму), в связи с чем, оснований для перерасчета заработной платы и возложении на работодателя обязанности произвести выплату заработной платы в соответствии с расчётом процессуального истца, суд не усматривает.

Кроме того, суд находит заслуживающими внимание и заявление ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд с требованием о перерасчёте заработной платы и взыскании ее недополученной части.

Так, в силу статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвёртой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с разъяснениями отражёнными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разрешая заявленное ответчиком ходатайство, с учетом обращения прокурора в суд с настоящими исками 25 и 26.05.2023, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с требованием о перерасчёте недополученной истцами заработной платы пропущен процессуальным истцом за период с января 2020 года по апрель 2022 года, принимая во внимание также, что согласно расчетным листкам истцов за май 2022 года, заработная плата за апрель 2022 года выплачена им 13.05.2022. Следовательно, при получении заработной платы, по мнению работника в меньшем размере, он не мог не знать о нарушении своих прав и ежемесячно получая заработную плату, мог своевременно обратиться в суд с требованием о взыскании недополученной заработной платы. В случае же, если работник сомневался в том, что заработная плата ему выплачивалась в положенном размере, он имел возможность обратиться в суд с требованиями о проверке законности производимых ему выплат.

Доводы представителя процессуального истца о том, что имеются уважительные причины, препятствовавшие своевременному обращению в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в связи с ограничительными мерами, принятыми в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, суд находит несостоятельными, поскольку практически все коронавирусные ограничения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре были сняты еще в марте 2022 года.

К тому же, из расчетных листков истцов следует, что весь спорный период они работали по своей специальности, специфика которой заключается в непосредственном контакте с пассажирами автобусов, что указывает на возможность их передвижения по городу и как следствие обращению в организации, осуществляющие защиту прав работников либо в суд, в том числе в электронном виде.

Поскольку оснований для восстановления истцам срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора суд не усматривает, требования процессуального истца об индексации истцам заработной платы на сумму 218,27 руб. удовлетворению также не подлежат, в связи с тем, что расчет указанной суммы произведен по состоянию на 31.03.2020, а требования об индексации предъявлены только 25 и 26.05.2023, то есть, со значительным пропуском установленного статьей 392 ТК РФ срока обращения в суд.

Принимая во внимание также, что требования о взыскании компенсации морального вреда, являются производными от основных требований о перерасчете заработной платы, взыскании недополученной заработной платы и ее индексации, в связи с чем, удовлетворению также не подлежат.

Вместе с тем, доводы ответчика о том, что на него не распространяется действие Отраслевого соглашения, суд находит несостоятельными, поскольку в силу статьи 48 ТК РФ, соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Приказом Минтруда России от 12.11.2015 N 860н, изданным в соответствии со ст. 48 ТК РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению (далее - Порядок).

В соответствии с указанным приказом Федеральная служба по труду и занятости после уведомительной регистрации соглашения в течение 3 рабочих дней направляет текст соглашения и сведения о его уведомительной регистрации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для размещения в течение 5 рабочих дней со дня его получения на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru) и направления для опубликования в журналах "Социально-трудовые исследования", "Бизнес России", "Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации" и газете "Солидарность".

Стороны соглашения после размещения текста соглашения и сведений о его уведомительной регистрации на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru) вправе предложить Министру труда и социальной защиты Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

Предложение о присоединении к соглашению составляется в соответствии с рекомендуемым образцом согласно приложению к настоящему Порядку и в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в "Российскую газету" для официального опубликования.

Одновременно с опубликованием предложения о присоединении к соглашению в "Российской газете" оно публикуется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).

В соответствии с частями 7, 8 статьи 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Доказательств тому, что Общество своевременно направило в Министерство труда и социальной защиты РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению в материалы дела не представлено, следовательно, соглашение считается распространенным и на этого работодателя.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Нефтеюганского межрайонного прокурора, действующего в интересах Исмагиловой Людмилы Владимировны, Бондаренко Виктории Викторовны и Анисимовой Светланы Витальевны к ООО ГТК «ПАСАВТО» о перерасчете и индексации заработной платы, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.

В окончательной форме решение принято 27.06.2023.

СУДЬЯ: подпись.

    

2-1972/2023 ~ М-1575/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Бондаренко Виктория Викторовна
Нефтеюганский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО ГТК "ПАСАВТО"
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Фоменко Игорь Иванович
Дело на сайте суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Подготовка дела (собеседование)
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее