Дело № 2-637/2022 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года г. Володарск
Володарский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ермаковой И.А.,
при секретаре Мелкозеровой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Н.С. к администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области, администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о предоставлении отдельного жилого помещения при расселении жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Юдина Н.С. обратилась в суд с указанным иском, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ. по договору дарения она приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м. Другого жилья не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ. от ответчика она получила письмо, в котором указано, что дом <адрес> на основании Постановления администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № был признан аварийным и подлежащим сносу. Поэтому в переселении из аварийного жилого фонда ей отказано и предложена выкупная стоимость квартиры, с чем она категорически не согласна, поскольку во время покупки ни она, ни лицо, которым квартира была подарена, не знали, что дом был признан аварийным. На предлагаемые деньги она не сможет купить себе жилье во всем Володарском районе и тем более в п. Решетиха.
Истец просил обязать администрацию р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области внести ее в список жильцов, подлежащих отселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» в черте р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области.
В последующем истец исковые требования уточнил, окончательно просит обязать администрацию р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области, администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области, предоставить ей жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» в черте р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области.
В судебное заседание истец Юдина Н.С. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, иск поддержала.
Представитель ответчика администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в отсутствие представителя, ранее в судебных заседаниях представитель по доверенности Ларина Т.В. иск не признала, пояснив, что администрация р.п. Решетиха является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. денежные средства в рамках программы переселения выделяются администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, у администрации р.п. Решетиха нет свободного жилого помещения для предоставления его Юдиной Н.С. Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 31.08.2021г. № 768 изменен способ переселения граждан из аварийного жилья на основании требований ч.8.2 ст.32 ЖК РФ с приобретения у застройщиков в строящихся домах на выкуп жилых помещений у собственников.
Представитель ответчика администрации Володарского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Согласно представленного отзыва, исковые требования не признает, указав, что в программу переселения были внесены изменения, в соответствии с которыми истец имеет право только на выкуп жилого помещения.
Представитель третьего лица Министерства строительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Вещина И.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что Юдина Н.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с выпиской из домовой книги, в данном жилом помещении зарегистрирована Вещина И.Ю.
В соответствии с постановлением администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Отселение жителей постановлено произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ., адресованному Юдиной Н.С., дом по адресу: <адрес> включен в перечень ветхих и аварийных жилых домов, жильцы которых подлежат отселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы». В связи с тем, что Юдиной Н.С. в нарушение норм Законодательства ДД.ММ.ГГГГ. осуществлена сделка дарения в отношении <адрес> предоставить ей жилое помещение в рамках региональной адресной программы не представляется возможным, предложена денежная компенсация за изымаемое жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у Юдиной Н.С. возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Юдина Н.С. как собственник жилого помещения вправе рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Юдина Н.С., приобретшая данную квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Юдина Н.С. реализуя свое право выбора, предоставленное ей Законодательством, выбрала обеспечение ее другим жилым помещением, вместо выкупа, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и полагает необходимым удовлетворить ее требования в полном объеме.
При этом, учитывая то обстоятельство, что в соответствии с постановлением администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области срок для отселения граждан из аварийных домов установлен до 31 декабря 2022 года, ответчику надлежит установить срок для исполнения решения суда до указанной даты.
Надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Володарского муниципального района Нижегородской области, поскольку участником адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» является она, а не администрация р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области, в связи с чем, в удовлетворении иска к администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области Юдиной Н.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Юдиной Н.С. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области предоставить Юдиной Н.С. жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» в черте р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области, в срок до 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении иска к администрации р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд Нижегородской области.
Судья: <данные изъяты> И.А.Ермакова
<данные изъяты>