Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-12/2023 (2-659/2022;) ~ М-587/2022 от 29.08.2022

Дело № 2-12/2023

86RS0021-01-2022-001005-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Югорск                         24 января 2023 года

     Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:

представителя истца, законного представителя третьего лица ФИО4,

представителя ответчика ФИО9,

при секретаре Харитоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к муниципальному унитарному предприятию «Югорскэнергогаз» о возложении обязанности предоставить детальный расчет начислений задолженности за предоставленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет размера предоставленных коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Югорскэнергогаз» (далее - МУП, Предприятие) о возложении обязанности предоставить детальный расчет начислений задолженности за предоставленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет размера предоставленных коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании штрафа, компенсации морального вреда.

В обоснование требований ФИО2 указала, что в июне 2022г. Предприятие произвело начисление задолженности за коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению по адресу: <адрес>, в размере 128 259,13 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приказом мирового судьи судебного участка Югорского судебного района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ указанная задолженность была взыскана с ФИО2 в пользу МУП «Югорскэнергогаз». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МУП с требованием о предоставлении платежных документов, предоставлении детальных расчетов коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанном выше размере. Ответчик в своем ответе отказал в предоставлении информации о размере задолженности и детальном начислении оплаты за коммунальные услуги, указал, что начисление платы за услуги по поставке холодной и горячей воды по адресу: <адрес>, производится по нормативу потребления. Указала, что с 2011 по настоящее время в данном жилом помещении установлены и надлежаще функционировали приборы учета горячего водоснабжения и холодного водоснабжения. Очередная поверка приборов учета производилась в 2016 году специалистами управляющей организации АО «Служба заказчика», документы о приемке в эксплуатацию узлов учета в распоряжении ФИО2 отсутствуют. Подтверждением того, что с 2016г. расчет платы производился по показаниям приборов учета, является платежный документ за февраль 2020 года, произведенная по нему оплата. Также ДД.ММ.ГГГГ производилась передача показаний указанных приборов учета в ООО «Расчетно-кассовый центр», принятых последним без замечаний. ДД.ММ.ГГГГ они обращалась в Предприятие по причине длительного отсутствия холодной и горячей воды, с требованием о восстановлении водоснабжения и проведения проверки состояния узлов учета. Ответчик отказался направить работников для проведения мероприятий по проверке узлов учета, указал, что необходимо обеспечить доступ в жилое помещение для проведения капитального ремонта внутридомовой системы водоснабжения и водоотведения, с последующей опломбировкой приборов учета после проведенного ремонта. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Предприятия и ООО МС «Профтехком» была проведена поверка приборов учета, приборы признаны пригодными к эксплуатации, нарушений не выявлено, о чем был составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Предприятие с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета, в перерасчете было отказано. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», просила обязать ответчика предоставить расчет начислений размера платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести перерасчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги по поставке горячей и холодной воды и водоотведения по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний приборов учета, взыскать штраф в размере 50 % от удовлетворенной судом суммы и компенсацию морального вреда 50 000 рублей.

В представленном дополнении к исковому заявлению ФИО2 дополнила нормативное обоснование исковых требований, сославшись на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о недопустимости применения расчетного способа, приоритете учетного способа подсчета энергоресурсов перед расчетным.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 исковые требования уточнила, просила обязать ответчика предоставить расчет начислений размера платы за коммунальную услугу теплоснабжение, с указанием показаний общедомового прибора учета и порядка распределения между жильцами, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести перерасчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги по поставке горячей и холодной воды и водоотведения по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из показаний приборов учета, взыскать штраф в размере 50% от удовлетворенной судом суммы и компенсацию морального вреда 50 000 рублей.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика к участию в деле привлечено ООО «Расчетно-кассовый центр».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена ФИО1 в лице законных представителей ФИО4 и ФИО5.

В судебном заседании истец ФИО2 не явилась, будучи извещена, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель истца, законный представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениям к нему. Пояснила, что в 2011 году в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, установлены узлы учета потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды, которые прошли периодическую поверку в 2016 году, последующую периодическую поверку в 2022 году, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы. Полагала, что узлы учета в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились в надлежащем эксплуатационном состоянии и расчет платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, ответчик обязан был произвести по показаниям приборов учета, как требует этого закон и в соответствии со сложившейся судебной практикой, а не расчетным способом. Кроме того, считала незаконным отказ Предприятия в предоставлении детализированных расчетов по задолженности за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом 3-х дневный срок. Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за указанные коммунальные услуги, исходя из показаний приборов учета, обязать ответчика предоставить детализированные расчеты платы.

Представитель ответчика МУП «Югорскэнергогаз» ФИО9, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по существу спора пояснила, что расчет платы за коммунальные услуги, предоставляемые в жилое помещение истца производится исходя из действующих нормативов и количества зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства лиц, в соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ , в связи с выходом из строя установленных в жилом помещении приборов учета, истечении срока межповерочного интервала. Указала, что узлы учета в жилом помещении истца введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, межповерочный интервал составляет 6 лет, по истечении которого истец поверку приборов учета не произвел, в соответствии с нормами действующего отраслевого законодательства, узлы учета не прошедшие периодическую поверку в срок, признаются непригодными к учету, вышедшими из строя, что исключает необходимость ресурсоснабжающей организации производить начисление платы согласно показаний таких узлов учета. В спорный период расчеты по агентскому договору, заключённому МУП осуществляло ООО «Расчетно-кассовый центр», в связи с чем не представилось возможности предоставить детализированные расчеты ФИО2

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Расчетно-кассовый центр», законный представитель третьего лица ФИО5, в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (подп. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Часть 2 ст. 154 ЖК РФ устанавливает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Постановление Правительства ), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (истец), ФИО1 (третье лицо).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась в МУП «Югорскэнергогаз» с заявлением о перерасчете начислений за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения, водоотведения исходя из показаний приборов учета, зафиксированных в акте от ДД.ММ.ГГГГ составленном на момент контрольной проверки узлов учета.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Югорскэнергогаз», направленного в адрес истца ФИО2, следует, что расчет платы за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, осуществляется исходя из действующих нормативов и количества зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства лиц, в соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ , в связи с выходом из строя установленных в жилом помещении приборов учета, истечении срока межповерочного интервала.

Подп. 2 п. 42 Постановления Правительства РФ устанавливает, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ) также следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 1 ст. 13).

Пункт 3 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ устанавливает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Вместе с тем, в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Таким образом, для целей осуществления расчетов за коммунальные услуги по показаниям приборов учета надлежит установить, имеется и исполнена ли обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета используемых ресурсов и осуществляется ли собственником жилого помещения надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена установленных приборов учета коммунальных ресурсов.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в жилом помещении по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ году установлены узлы учета потребления коммунальных ресурсов: горячего и холодного водоснабжения, то есть возложенная на собственника обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета используемых ресурсов в установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ срок исполнена.

Однако, в нарушение положений п. 80 Постановления Правительства РФ , собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязанность по надлежащей технической эксплуатации, сохранности и своевременной замены узлов учета надлежаще не исполнялась.

Так, подп. ж п. 49 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", устанавливает, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно положениям ГОСТ Р 8.931-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной и горячей воды. Определение интервала между поверками» интервал между поверками (межповерочный интервал) счетчика воды устанавливается путем проведения расчета интервала между поверками в соответствии и экспериментальное подтверждение рассчитанного значения посредством ресурсных испытаний в соответствии с настоящим стандартом. Согласно таблице 2 срок поверки может варьироваться от 1 года до 8 лет, устанавливается экспертной организацией.

Представленным в материалы дела актом ввода в эксплуатацию узлов учета коммунальных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что установленные в жилом помещении по адресу: <адрес>, узлы учета горячего водоснабжения зав. , холодного водоснабжения зав. , приняты в эксплуатацию после прохождения первой периодической поверки лишь в мае 2022 года.

Материала дела не содержат сведений, что до мая 2022 года указанные узлы учета проходили периодическую поверку и признавались пригодными к эксплуатации, вводились в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией.

Согласно имеющимся сведениям, пояснениям сторон, межповерочный интервал для узлов учета, установленных в жилом помещении истца, составляет 6 лет, то есть первая периодическая поверка должна быть проведена в 2017 году. Таких сведений материалы дела не содержат.

Извещениями о поверке и от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается факт, что периодическая поверка узлов учета проведена лишь в мае 2022 года.

Таким образом, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в материалы дела истцом не представлено документов и сведений, свидетельствующих о проведении периодической поверки установленных узлов учета по истечении шестилетнего срока эксплуатации, из имеющихся в деле доказательств невозможно установить указанный факт.

Доводы истца, что в 2016 году проводилась периодическая поверка узлов учета специалистами управляющей организации АО «Служба заказчика», что расчет платы производился по показаниям приборов учета, в том числе и в 2019, 2020 г.г., нельзя признать состоятельными, а указанное обстоятельства заслуживающими внимания, так как объективными, достаточными доказательствами не подтверждаются.

Учитывая изложенное, суд находит установленным, что в период заявленный истцом к перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ узлы учета, установленные в жилом помещении по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, считались вышедшими из строя в силу положений отраслевого законодательства, в связи с истечением межповерочного интервала. Таким образом, ответчиком МУП «Югорскэнергогаз» правомерно производилось начисление платы за потребленные коммунальные ресурсы истцу ФИО2, исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных по месту жительства лиц, в соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ , то есть расчетным способом, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на МУП «Югорскэнергогаз» произвести перерасчет платы исходя из показаний узлов учета, не имеется.

Однако суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ФИО2 в части возложения обязанности по предоставлению детального расчета начислений задолженности за предоставленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 1 ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с подп. Р п. 31 Постановления Правительства РФ исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Понятие «исполнитель» содержится в п. 2 Постановления Правительства РФ , согласно которому «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Кроме того, подп. Б п. 33 Постановления Правительства РФ регламентирует право потребителя, получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обращалась в адрес МУП «Югорскэнергогаз» с запросом информации о размере начисления платы за коммунальные услуги (отопление, поставку холодной воды и горячей воды, водоотведение) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Общеизвестным является факт, сторонами не оспаривается, что МУП «Югорскэнергогаз» на территории <адрес> является гарантирующим поставщиком ресурсов, осуществляет предоставление населению города водоснабжения и тепловой энергии.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ МУП «Югорскэнергогаз» на запрос ФИО2 представил лишь общую информацию о порядке начисления платы за отопление, поставку холодной воды и горячей воды, водоотведение в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, со ссылкой на п.п. 42, 42 (1) Постановления Правительства РФ , что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Детальные расчеты в нарушение положений п. 31, а также в нарушение регламентированного права потребителя п. 33 Постановления Правительства РФ в адрес истца ФИО2 ответчиком не предоставлены.

Довод представителя ответчика МУП «Югорскэнергогаз», что в спорный период расчеты осуществляло по агентскому договору ООО «Расчетно-кассовый центр», что в распоряжении ответчика отсутствуют указанные сведения, в связи с чем не представилось возможности предоставить расчеты, несостоятелен, так как противоречит положениям Постановления Правительства РФ и в свою очередь подтверждает факт ненадлежащего исполнения поставщиком коммунального ресурса установленной законом обязанности.

Таким образом, вышеприведенные обстоятельства свидетельствует о нарушении прав ФИО2, регламентированных законом, требования истца в данной части подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями, предусмотренными ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан предоставить истцу соответствующий расчет начислений – один месяц со дня вступления в силу решения суда.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда является сам факт нарушения прав потребителей, при этом возмещение материального ущерба не освобождает от ответственности за причиненный моральный вред.

В соответствии с п. 149 Постановления Правительства РФ исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.

Пункт 155 Постановление правительства РФ устанавливает, если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Из п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В соответствии с п.1, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, учитывая, что право потребителя - истца ФИО2, регламентированное п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ ответчиком нарушено, указанный факт установлен судом, обязанность по предоставлению детализированных расчетов ответчиком не исполнена, суд находит требования в части компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению в размере 3 000 рублей, также взысканию подлежит штраф в размере 1 500 рублей за неудовлетворение требования истца ответчиком в добровольном порядке.

В силу ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истцом ФИО2 заявлено три самостоятельных неимущественных требования, сумма государственной пошлины должна составит 900 рублей, исковые требования удовлетворены частично. Учитывая, что удовлетворению подлежат два самостоятельных требования, государственная пошлина за которые составляет 600 рублей, истец от уплаты государственный пошлины освобожден, в силу чт. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 600 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к муниципальному унитарному предприятию «Югорскэнергогаз» о возложении обязанности предоставить детальный расчет начислений задолженности за предоставленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности произвести перерасчет размера предоставленных коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Югорскэнергогаз» предоставить ФИО3 детальный расчет начислений платы за услугу теплоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей копеек.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» в доход муниципального образования городской округ <адрес> государственную пошлину в размере 600 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме

Решение принято в окончательной форме 30 января 2023 года.

Верно

Председательствующий судья                     В.Н.Колобаев

Секретарь суда                                  ФИО11

Подлинный документ находится в деле

ЮГОРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Югорского районного суда

__________________________В.Н.Колобаев

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»_______________20 года

Секретарь суда __________________ФИО11

2-12/2023 (2-659/2022;) ~ М-587/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
МУП "Югорскэнергогаз"
Другие
Информация скрыта
Лавров Вячеслав Владимирович
Лаврова Лилия Венеровна
ООО "Расчетно-кассовый центр"
Суд
Югорский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Колобаев В.Н.
Дело на сайте суда
ugorsk--hmao.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2022Передача материалов судье
05.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2022Подготовка дела (собеседование)
06.10.2022Подготовка дела (собеседование)
06.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2022Подготовка дела (собеседование)
17.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2022Судебное заседание
06.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Подготовка дела (собеседование)
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
29.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.05.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее