УИД 61RS0023-01-2024-002745-15
Дело № 2-2593/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шевыревой О.Б.
прокурора Кулинич Н.Ю.
секретаря Сутайкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты, третьи лица: Администрации г. Шахты, ОГИБДД УМВД России по г. Шахты об обязании привести участок автомобильной дороги в соответствие требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Шахты обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокурором г.Шахты проведена проверка исполнения МКУ «Департамент городско хозяйства» города Шахты законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения в районе образовательных организаций. В ходе осмотра состояния автомобильной дороги общего пользования в районе МБОУ СОШ № 36, расположенной по адресу: г. Шахты, пер. Мичурина, д. 11, установлено, что дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» отсутствует, а также наличие дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, что подтверждается рапортом ОГИБДД УМВД России по г. Шахты от 25.03.2024. До настоящего времени участок автомобильной дороги общего пользования в районе МБОУ СОШ № 36, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Мичурина, д. 11, не приведен в нормальное состояние.
Просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние участок автомобильной дороги общего пользования в районе МБОУ СОШ № 36 расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Мичурина, д. 11, а именно: восстановить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», устранить недостатки дорожного покрытия.
Прокурор в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты - Клипаченко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренными ст. 3 названного Федерального закона, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции. Капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её движения. Статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005г. № 106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4.2 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденного постановлением Администрации города Шахты от 01.02.2023г. № 303, предметом деятельности и целями создания МКУ является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправлении, предусмотренных в том числе п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Согласно п. 5.1.29 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, утвержденного постановлением Администрации города Шахты от 01.02.2023г. № 303, одним из видов деятельности Департамента является организация управления муниципальными дорогами, их содержание, ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация.
Таким образом, функции по содержанию дорожного хозяйства города Шахты возложены на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты учредительными документами.
Согласно ст. 17 данного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.
В силу п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», «Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 - 1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
В соответствии с п. 6.2.17 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289- 2019) разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Требования к состоянию дорог нормативно закреплены в соответствии с приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, которым утвержден и введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Судом установлено, что на автомобильной дороге общего пользования в районе МБОУ СОШ №, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Мичурина, <адрес>, дорожная разметка 1.14.1 "Пешеходный переход" в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 отсутствует. Кроме того, дорожное покрытие имеет дефекты, в виде выбоин, что подтверждается рапортом ОГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и фотография к нему.
Нарушение нормативных требований к состоянию дороги может привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей <адрес>, включая несовершеннолетних детей. Выявленные недостатки в состоянии проезжей части затрудняют движение транспортных средств и пешеходов и снижают уровень безопасности дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровья жителей города.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования к МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> (ИНН 6155045140 ОГРН 1066155050037) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в нормативное состояние участок автомобильной дороги общего пользования в районе МБОУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Мичурина, <адрес>, а именно: устранить дефекты дорожного покрытия, восстановить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Шевырева О.Б.