Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Абдулаева М.М.,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ТО Управление «Роспотребнадзора» по РД в <адрес> к администрации СП МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании противозаконными и противоправным в отношении неопределенного круга потребителей действий последнего в части обеспечения населения <адрес> благоприятной окружающей средой в ходе обеспечения сбора, хранения и утилизации ТБО и понуждении их к действиям по устранению правонарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел территориального Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратился в суд с иском к администрации СП МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан:
О признании противозаконными и противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действия администрации СП МО «<адрес>» по их обеспечению благоприятной окружающей средой;
Обязывании администрации СП МО «<адрес>» устранить вышеуказанные административные правонарушения природоохранного законодательства, а именно:
- завершить ограждение мусорного полигона оградой соответствующей высоты и обеспечить прохождения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на право его эксплуатации;
- обеспечить ведения сортировки отходов по видам;
- осуществлять обезвреживание и захоронение отходов;
- у въезда на территорию мусорного полигона определить контрольно-дезинфекционную установку с установкой ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов;
- разработать программу производственного лабораторного контроля за атмосферным воздухом, почвой и состоянием грунтовых вод на территории полигона и санитарно-защитной зоны;
- разработать проект организации санитарно - защитной зоны и проект лимитов образования отходов;
- разработать регламент и инструкцию по приему бытовых отходов для персонала, занятого сбором и вывозом ТБО;
- на отходы 1-4 классов опасности составить паспорта;
- соблюдать пропускной режим на мусорном полигоне.
Обязывании ответчика в 10-дневный срок довести до сведения населения решение суда по данному иску через средства массовой информации.
В судебном заседании заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 поддержал требования, изложенные в заявлении, и пояснил суду, что в СП МО «<адрес>» сбор и вывоз ТБО осуществляется планово. Для решения этих вопросов администрацией СП МО «<адрес>» выделен автотранспорт. Участок для временного хранения площадью 50 кв.м., расположен на удалении 3-х км от поселения. Однако, вопреки требованиям ст. 34 Закона "Об охране окружающей среды", ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 10, 11, 12,18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 11, 22, 34 и 42 Федерального закона "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ г.,
1. Участок земли под мусорный полигон не прошел экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на право его эксплуатации, (п. 2.2. и 4.4 СП 2.1.7.1038-01 и ст.12.ФЗ №89-ФЗ).
2. В СП МО «Инчха» на полигоне ТБО не ведется сортировка отходов по видам и не осуществляется обезвреживание и захоронение отходов (п. 2.6 СП 2.1.7. 1038-01) и ст. 19 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).
3. На участке не созданы условия для профилактической дезинфекции и промывки спецтранспорта. У въезда на территорию мусорного полигона нет контрольно -дезинфекционной установки с установкой ванны для ходовой части мусоровозов (п.4.2 и п.4.3 СП 2.1.7.1038-01).
4. При СП МО не разработана программа производственного лабораторного контроля за атмосферным воздухом, почвой и состоянием грунтовых вод на территории полигона и санитарно - защитной зоны (п.6.6.1,6.4,6.7 СП 2.1.7.1038-01 и ст. 26 Ф3 № - ФЗ.). 5.3а атмосферным воздухом, почвой на территории полигона и санитарно - защитной зоны не осуществляется производственного лабораторного контроля (п.6.7 СП 2.1.7.1038-01 и ст.26 ФЗ №89- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Не соблюдается пропускной режим на мусорном полигоне. (п.4.4 СП 2.1.7.1038-01)
Не имеется разработанного регламента и не имеется инструкция по приёму бытовых отходов.
8.У полигона не имеется разработанный проект организации санитарно - защитной зоны и проект лимитов образования отходов (п.3.2 СП 2.1.7.1038-01 ст. 18 ФЗ №89-ФЗ).
9.На отходы производства 1-4 классов опасности не составлены паспорта (ст. 14 ФЗ №89-ФЗ).
Вышеуказанное является нарушением требований ст.22; 32; 40 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.9;12;13 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а также п.4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и может привести к ухудшению экологической и эпидемиологической ситуации в МО «<адрес>».
Вследствие нарушения правил обращения с отходами производства и потребления загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод и причинения вреда здоровью человека.
Из ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11, 20, 24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления на территории муниципального образования не может быть опровергнута в настоящее время. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, бездействием администрации СП МО «<адрес>» нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми во ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Этим же действиями и администрация СП МО «<адрес>» нарушает права потребителя на благоприятную окружающую среду (ст.7 п.1 Закона «О защите прав потребителей»)
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства
В соответствии со ст. 46 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», в котором указано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и о прекращении этих действий. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» просит удовлетворить требования.
Представитель ответчика- глава администрации СП МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО2 исковые требования истца признал в полном объеме и пояснил суду, что вышеуказанные нарушения имеют место быть, однако в настоящее время у них крайне затруднительное финансовое положение. Обещает устранить нарушения, как будут средства.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.198 ГПК Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В данном случае суд приходит к выводу, что признание исковых требований ответчиком подлежат принятию, так как указанные требования законны, обоснованны и доказаны истцом представленными доказательствами в совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление начальника территориального отдела территориального Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО5 удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действия администрации СП МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по их обеспечению благоприятной окружающей средой.
Обязать администрацию СП МО «<адрес>» устранить административные правонарушения природоохранного законодательства, а именно:
- завершить ограждение мусорного полигона оградой соответствующей высоты и обеспечить прохождения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения на право его эксплуатации;
- обеспечить ведения сортировки отходов по видам;
- осуществлять обезвреживание и захоронение отходов;
- у въезда на территорию мусорного полигона определить контрольно-дезинфекционную установку с установкой ванны для дезинфекции ходовой части мусоровозов;
- разработать программу производственного лабораторного контроля за атмосферным воздухом, почвой и состоянием грунтовых вод на территории полигона и санитарно-защитной зоны;
- разработать проект организации санитарно - защитной зоны и проект лимитов образования отходов;
- разработать регламент и инструкцию по приему бытовых отходов для персонала, занятого сбором и вывозом ТБО;
- на отходы 1-4 классов опасности составить паспорта;
- соблюдать пропускной режим на мусорном полигоне.
Обязать администрацию СП МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в десяти дневной срок довести до сведения потребителей решение суда по данному иску через средства массовой информации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья М.М. Абдулаев
Решение отпечатано в совещательной комнате.