Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2823/2022 ~ М-1925/2022 от 15.06.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

     уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-002963-55производство № 2-2823/2022

    29 сентября 2022 года                                                  г. Севастополь

    Гагаринский районный суд города Севастополя

    под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,

    при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,

    с участием:

    представителя истца Погребняк Н.Ю.

    представителя третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя Зыкова В.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суховой Натальи Ильиничны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об установлении границ земельного участка;

    третьи лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя, Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения г. Севастополя и лесного хозяйства»,

    у с т а н о в и л:

    В июне 2022 года Сухова Н.И. обратилась в суд с иском, в котором просила установить границы принадлежащего земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, общей площадью 1000,00 кв.м., кадастровый , в координатах характерных точек границ данного участка согласно сведениям ЕГРН.

    В обоснование иска указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является собственностью города Севастополя. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером "Отдых (рекреация)" (код 5.0); "Использование лесов" (код 10.0).

    На момент образования земельного участка с кадастровым номером не были учтены границы существующего земельного участка истца с кадастровым номером 91:02:006001:142, с видом разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    В связи с чем, Сухова Н.И. обратилась с заявлением по вопросу устранения пересечений земельных участков в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя. Письмом от 21.04.2022 года Департамент ответил, что устранения пересечений земельных участков не относится к полномочиям Департамента и рекомендовано обратится в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя

    Согласно ответа Управления от 17.03.2022 г. на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12,2016 в соответствии с мероприятием № 17 «перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории РК и г. Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» Федеральной целевой программы «Развитие и единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903. Вследствие переноса в ЕГРН сведений возникло пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости.

    В судебное заседание истец Сухова Н.И. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, воспользовалась правом ведения дела в суде через представителя.

    Представитель истца Погребняк Н.Ю. доводы иска поддержала, указав на нарушения прав своего доверителя внесенными сведениями в ЕГРН.

    Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя Зыков В.А. против иска возражал. Пояснил, что при образовании земельного участка, принадлежащего Суховой Н.И., не было учтено то обстоятельство, что он расположен в пределах земель лесного фонда.

    Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, ГБУС «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения г. Севастополя и лесного хозяйства» о времени и месте рассмотрения дела извещались установленным порядком, явку представителей в суд не обеспечили, о причинах няевки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ПК РФ не препятствует рассмотрению дела.

    Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

     Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 ГК РФ способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.

    В соответствии со ст. 304 данного кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

    В силу положений подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечений действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 года № 1421-0, от 19 декабря 2017 года № 2942-0 и др.); при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года № 1791-0 и №1792-0 и др.).

    Установлено, что Суховая Н.И., является собственником земельного участка, общей площадью 1000,00 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, согласно договору купли-продажи земельного участка 22.10.2009 года, с видом разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    Право собственности на земельный участок возникло на основании решения Севастопольского городского совета от 10.09.2008 года № 540, о чем был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯЕ № 893772 от 11.11.2008 года, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    Сведения о земельном участке Суховой Н.И. внесены в ЕГРН на основании заявления о внесении сведений о ране учтенном объекте недвижимости и предоставленных документов.

    Согласно выписки из ЕГРН границы принадлежащего Суховой Н.И. земельного участка, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером .

    Земельный участок с кадастровым номером имеет статус учтенный, поставлен на государственный кадастровый учет 26.09.2016 года на основании заявления, следовательно, сведения о нем были внесены в ЕГРН в порядке образования земельного участка.

    Согласно сведениям Единого Государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером является собственностью субъекта Российской Федерации - города Севастополя.

    Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером "Отдых (рекреация)" (код 5.0); "Использование лесов" (код 10.0).

    Суховая Н.И. указывает, что на момент образования земельного участка с кадастровым номером , не были учтены границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    В связи с чем, Сухова Н.И. обратилась с заявлением по вопросу устранения пересечений земельных участков в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя. Письмом от 21.04.2022 года Департамент ответил, что устранения пересечений земельных участков не относится к полномочиям Департамента и рекомендовано обратится в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя.

    Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от 17.03.2022 года, на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером . Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12,2016 в соответствии с мероприятием «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории РК и г. Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» Федеральной целевой программы «Развитие и единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903. Вследствие переноса в ЕГРН сведений возникло пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости.

    Также в ответе Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя указано, что реестровые ошибки в сведений ЕГРН о координатах характерных точек границ земельного участка могу быть исправлены по заявлению о государственном кадастровом учете изменений собственника земельного участка, а так же на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в записях ЕГРН.

    По заявлению истца в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о принятии мер досудебного урегулирования и внесения сведений в ЕГРН, в своем ответе от 28.04.2022 года Департаментом рекомендовано обратится в суд с исковым заявлением об исключении характерных точек границ земельного участка.

    Частью 1 статьи 60.2. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

    Частью 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

    Вид использования земельного участка с кадастровым номером не позволяет истцу Суховой Н.И. использовать принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, площадью 1000,00 кв.м., согласно его разрешенному использованию, установленного ранее разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной собственности.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статьей 3 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

    К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных й ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

    Статьей 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков.

    В соответствии с ч. 1 приведенной нормы, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в

    Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное4 обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

    В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3).

    Согласно ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

    В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории Земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (часть 5).

    Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

    В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 2 приведенной нормы).

    В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном    реестре недвижимости, за    исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта    Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.

    Кроме того, в действующем законодательстве закреплен приоритет сведений, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕЕРН), над сведениями государственного лесного реестра (ЕЛР).

    Так, в силу ч. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", указывается, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

    Аналогичные положения о преимущественном значении для целей единого кадастрового учета сведений из ЕЕРН по сравнению со сведениями из ГЛР содержатся в ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

    Главой 7 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    В соответствии с ч.6 и 7 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Севреестром 03.07.2019 направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ лесного участка с кадастровым номером в адрес Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя. По истечении шести месяцев со дня принятия направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.

    Таким образом, по смыслу ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», исправление реестровой ошибки имеет целью обеспечения достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер. Исправление реестровой ошибки возможно как в судебном, так и в административном порядке, в тех случаях, когда ошибка выявлена в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений. В административном порядке исправление реестровой ошибки допускается при условии, если изменение сведений о местоположении границ земельного участка не будет превышать 5 процентов площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

    По смыслу ст. 209 ГК РФ право собственности на одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно двум разным лицам.

    Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который способен привести к восстановлению нарушенных прав, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

    В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕЕРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

    Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении Ответчика.

    Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

    Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

    Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российском Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

    1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

    2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

    3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

    Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются судебные акты (пункт 2.2.10).

    На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

    Исходя из правового анализа приведенных норм, установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка и установления границы принадлежащего истцу земельного участка, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и истец как собственник земельного участка, о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявить требования об устранении реестровой ошибки.

    В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

    В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации вступивший в законную силу судебный акт может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества, при этом, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (с 1 января 2017 г. - ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП.

    Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, в числе прочих обязательных документов, является межевой план (ч.2 ст. 14 Закона о регистрации).

    В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера.

    В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации описание местоположения объекта недвижимости относится к числу основных сведений об объекте недвижимости.

    Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

    Исходя из вышеизложенного, нарушенное право истца подлежит восстановлению путем устранения реестровой ошибки, установления границ принадлежащего Суховой Н.И. земельного участка.

    Таким образом, сведения о лесном земельном участке с кадастровым номером в части пересечения границ с земельным участком истца с кадастровым номером подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости и как следствие из государственного лесного реестра.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

        р е ш и л:

    Исковое заявление Суховой Натальи Ильиничны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об установлении границ земельного участка - удовлетворить.

    Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , в координатах характерных точек границ этого участка согласно сведениям ЕГРН.

    Исключить из площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, квартал 1 выдел 1-22 Севастопольского участкового лесничества, границы и площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>Б, общей площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером , собственник Суховая Наталья Ильинична, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный земельный участок) со следующими координатами поворотных точек:

Условное обозначение точки Координаты
X У
1

    Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

    Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

    Мотивированный текст решения изготовлен 06.10.2022 года.

Председательствующий по делу

судья                                                  /подпись/                    Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА"                           ¦

¦подпись судьи _____________________    ¦

¦Наименование должности                  ¦

¦уполномоченного работника аппарата суда ¦

¦помощник судьи ФИО6            ¦

¦              (инициалы,фамилия)        ¦

¦"__" _____________ 20__ г.              ¦

L-----------------------------------------

2-2823/2022 ~ М-1925/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Суховая Наталья Ильинична
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
ГБУС "Дирекция особо охраняемая природных территорий регионального значения г. Севастополя и лесного хозяйства"
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.02.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.03.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее