Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-156/2024 (2-2993/2023;) от 13.11.2023

Дело № 2-156/2024

УИД: № 01RS0006-01-2023-002118-13

Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 10.01.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«10» января 2024 года                                                          а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи             Лебедевой И.А.,

при секретаре                         Барчо З.К.,

с участием представителя истца - заместителя Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3, ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО1 о запрете определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Белореченский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете определенных действий, в обоснование указав, что Белореченской транспортной прокуратурой по информации ОМВД по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов.

Установлено, что 09.04.2023 ФИО1 по договору с ООО «Мирагро» без какого-либо согласия осуществлял полеты на принадлежащих ему двух беспилотных воздушных судах – квадрокоптерах марки DJI Agras T30 U5BJ4U00100JB с целью осуществления авиахимических работ на рапсовых полях общества, расположенных на земельном участке вдоль 76 км. трассы Лабинск-Майкоп, вблизи полигона <адрес>.

Согласно информации Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ исх. на запрос Белореченского транспортного прокурора, сведений о воздушных судах, зарегистрированных и поставленных на учет когда-либо ФИО1, не имеется.

Из ответа Южного МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ /ЮМТУ на запрос Белореченского транспортного прокурора следует, что у ФИО1 свидетельство пилота отсутствует (сведения в реестре отсутствуют), сведения о воздушных судах, зарегистрированных на имя ФИО1, а также наличия у него заключения ВЛЭК, получения им сертификатов летной годности, получении им сертификата эксплуатанта, отсутствуют.

Согласно техническим характеристикам квадрокоптеры марки DJI Agras T30 имеют взлетную массу 76,5 кг., в связи с чем подлежат государственной регистрации с присвоением регистрационного и государственного знаков. Несоблюдение указанного требования делает невозможным оформление страхования воздушного судна.

Использование ФИО1 беспилотных вышеуказанных судов для выполнения полетов, в том числе с целью выполнения авиационных химических работ, без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельств о государственной регистрации воздушных судов, сертификатов летной годности, сертификатов эксплуатанта, свидетельств пилотов, а также отсутствие аварийно-спасательных средств (маяков) противоречит действующему воздушному законодательству, является незаконным и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, причинения вреда жизни (здоровью) граждан, которые могут пострадать в результате неисправности воздушного судна.

Указанные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, особенно в период установления ограничений использования воздушного пространства гражданами, так как невозможно установить конкретный круг лиц, чьи конституционные права могут быть нарушены и которым может быть причинен вред ввиду неправомерного использования упомянутых воздушных судов.

Истец просил запретить ФИО1, а также иным лицам использовать (эксплуатировать) 2 беспилотных воздушных судна DJI Agras T30 U5BJ4U00100JB, до получения на них документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельств о государственной регистрации воздушных судов, сертификатов летной годности, сертификатов эксплуатанта, страховых свидетельств; запретить ФИО1 выполнять авиационные работы в отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение определенного вида работ; запретить ФИО1 осуществлять полеты на воздушных судах в отсутствие свидетельства пилота, предусмотренного ст. 53 ВК РФ, а также обязательного медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 53.1 ВК РФ.

В судебном заседании заместитель Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что документации, предусмотренной воздушным законодательством на спорные беспилотные воздушные суда, у него не имеется, добавил, что в настоящее время он их не эксплуатирует и в дальнейшем не собирается.

Третье лицо ФИО4, извещённая надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явился, предоставила в суд заявление, согласно которого она расторгнула договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ФИО4 и ФИО1 беспилотных воздушных суден.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации

Из положений ст.16 ВК РФ следует, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Согласно ст.21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

В силу ч.ч.1,5 ст.32 ВК РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ВК РФ государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

В силу п.1 ч.1 ст.36 ВК РФ к эксплуатации при наличии сертификата летной годности допускаются: 1) пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее; 2) беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов.

Согласно ч.2 ст.36 ВК РФ сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.

В силу ч.1 ст.53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , регламентированы требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации (далее – ФАП ).

Согласно п.4 ФАП свидетельство оформляется органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства, свидетельство диспетчера управления воздушным движением оформляется Федеральным агентством воздушного транспорта.

В соответствии с п.5 ФАП лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации выдаются виды свидетельств согласно приложению к настоящим Правилам, в том числе свидетельство частного пилота.

Согласно ч.1 ст.53.1 ВК РФ обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением проводится центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно ст.57 ВК РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

В силу п.2.5 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФАП ) эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ на пилотируемых гражданских воздушных судах и беспилотных гражданских воздушных судах (далее - БВС) с максимальной взлетной массой более 30 кг по договору гражданско-правового характера лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов (далее - авиационный персонал).

В соответствии с ч.3 ст.61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Согласно ст.66 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее на борту соответствующую документацию.

Положениями ст.67 ВК РФ установлено, что на борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация: 1) судовые документы: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; 2) соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна; 3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу ч.4 ст.88 ВК РФ полеты пилотируемых воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

В соответствии с ч.1 ст.114 ВК РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно ст.ст.131, 132, 135 ВК РФ страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, а также страхование жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным. Эксплуатант обязан страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ.

Из п.2.11 ФАП следует, что эксплуатант должен обеспечить обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Белореченской транспортной прокуратурой по информации ОМВД по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов.

В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по договору с ООО «Мирагро» без какого-либо согласия осуществлял полеты на принадлежащих ему двух беспилотных воздушных судах – квадрокоптерах марки DJI Agras T30 U5BJ4U00100JB с целью осуществления авиахимических работ на рапсовых полях общества, расположенных на земельном участке вдоль 76 км. трассы Лабинск-Майкоп, вблизи полигона <адрес>.

Согласно информации Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ исх., поступившей на запрос Белореченского транспортного прокурора, сведений о воздушных судах, зарегистрированных и поставленных на учет когда-либо ФИО1, не имеется.

Из ответа Южного МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ /ЮМТУ на запрос Белореченского транспортного прокурора следует, что у ФИО1 отсутствует свидетельство пилота (сведения в реестре отсутствуют), сведения о воздушных судах, зарегистрированных на имя ФИО1, а также наличия у него заключения ВЛЭК, о получении им сертификатов летной годности, получении им сертификата эксплуатанта, отсутствуют. Доказательств обратного ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Согласно техническим характеристикам квадрокоптеры марки DJI Agras T30 имеют взлетную массу 76,5 кг., в связи с чем подлежат государственной регистрации с присвоением регистрационного и государственного знаков. Несоблюдение указанного требования делает невозможным оформление страхования воздушного судна.

Использование ФИО1 беспилотных вышеуказанных судов для выполнения полетов, в том числе с целью выполнения авиационных химических работ, без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельств о государственной регистрации воздушных судов, сертификатов летной годности, сертификатов эксплуатанта, свидетельств пилотов, а также отсутствие аварийно-спасательных средств (маяков) противоречит действующему воздушному законодательству, является незаконным и угрожает безопасности полетов из-за высокой вероятности возникновения авиационных происшествий, причинения вреда жизни (здоровью) граждан, которые могут пострадать в результате неисправности воздушного судна.

Указанные обстоятельства создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, особенно в период установления ограничений использования воздушного пространства гражданами, так как невозможно установить конкретный круг лиц, чьи конституционные права могут быть нарушены и которым может быть причинен вред ввиду неправомерного использования упомянутых воздушных судов.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО1 о запрете определенных действий - удовлетворить.

Запретить ФИО1, а также иным лицам использовать (эксплуатировать) 2 беспилотных воздушных судна DJI Agras T30 U5BJ4U00100JB, до получения на них документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельств о государственной регистрации воздушных судов, сертификатов летной годности, сертификатов эксплуатанта, страховых свидетельств.

Запретить ФИО1 выполнять авиационные работы в отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение определенного вида работ.

Запретить ФИО1 осуществлять полеты на воздушных судах в отсутствие свидетельства пилота, предусмотренного ст. 53 ВК РФ, а также обязательного медицинского освидетельствования, предусмотренного ст. 53.1 ВК РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                                    И.А. Лебедева

2-156/2024 (2-2993/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белореченский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры
Ответчики
Гусев Сергей Эдуардович
Другие
Феоктистова Ольга Викторовна
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Лебедева Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Подготовка дела (собеседование)
15.12.2023Подготовка дела (собеседование)
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Дело оформлено
23.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее