Материал № 12-44/2023 УИД 76RS0011-01-2023-000592-26
Р Е Ш Е Н И Е
28 июня 2023 года г. Углич
Судья Угличского районного суда Ярославской области Кривко М.Л.,
при секретаре Фёдоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Пуканцева Николая Викторовича на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 07.04.2023 г. №14/07 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
07.04.2023 г. в отношении ИП Пуканцева Н.В. заместителем начальника отдела государственного экологического надзора – старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды вынесено постановление № 14/07 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Основанием для привлечения ИП Пуканцева Н.В. к административной ответственности послужило то, что 01.03.2023 г. в помещении <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> осуществляется деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 73100000000), при этом у ИП Пуканцева Н.В. отсутствует договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный с региональным оператором, что является нарушением ч.4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Пуканцев Н.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы ИП Пуканцев Н.В. указывает, что в протоколе отмечено, что в помещении <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес> осуществляется деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 73100000000). Однако, у предпринимателя отсутствуют твердые коммунальные отходы, которые могли быть классифицированы по коду ФККО 73100000000. Пуканцев Н.В. пояснял, что в результате осуществляемой им торговли образуются отходы бумаги и изделий из бумаги, которые утратили потребительские свойства - код ФККО 40500000000. Ссылка должностного лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, рассматривавшего материал об административном правонарушении, об отсутствии у сотрудника полиции специальных познаний в части идентификации отходов, не может быть принята во внимание как оправдание неточностей и ошибок, допущенных при составлении протокола. Отсутствие договора с региональным оператором по вывозу и утилизации именно твердых бытовых отходов (код ФККО 73100000000 ) послужило поводом для обращения в департамент охраны окружающей среды со стороны ООО «Хартия» и администрации г. Углича, и основанием для вынесения соответствующего предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 2 марта 2023 г. и последующего привлечения Пуканцева Н.В. к административной ответственности. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1988 г. обязывает заключать договоры с региональными операторами в отношении твердых коммунальных отходов (ст. 24.7 Закона ), но ничего не говорит об отходах бумаги и бумажных изделий по классификации 405 00000000. Материалы проверки, проведенной сотрудниками полиции, не содержат доказательств наличия у предпринимателя иных отходов, кроме бумаги. Осмотр места происшествия не произведен, описания отходов либо их фотофиксация не представлены. Диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления изложены в ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Протокол об административном правонарушении не содержит ссылки какие конкретно требования ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» нарушил Пуканцев Н.В. при обращении с твердыми коммунальными отходами: неправильное складирование, хранение, сбор, обезвреживание и проч. Отсутствие договора с ООО «Хартия», как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо несоблюдение письменной формы договора само по себе не свидетельствует, что индивидуальный предприниматель наносит вред окружающей среде или нарушает установленные правила по обращению с отходами, за что должен нести административную ответственность. Утверждение должностного лица об отсутствии договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «Хартия» и индивидуальным предпринимателем Пуканцевым Н.В. не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами». Согласно п. 8.17 данного постановления Правительства РФ региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку-потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, отсутствие письменного договора не препятствовало региональному оператору оказывать Пуканцеву Н.В. услуги по сбору и утилизации твердых бытовых отходов. Кроме того ИП 28.11.2022 г. заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на сбор и утилизацию бумажных и картонных отходов. Иные виды твердых бытовых отходов у Пуканцева Н.В., в силу характера и вида его предпринимательской деятельности, отсутствуют. Согласно ст. 23 Закона РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29 декабря 2014 г. №458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, индивидуальный предприниматель Пуканцев Н.В. не нарушил действующее законодательство и в части наличия договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В судебном заседании ИП Пуканцев Н.В. и его защитник адвокат Зараменский А.И. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Адвокат Зараменский А.И. пояснил, что в случае наличия в действиях ИП Пуканцева Н.В. состава административного правонарушения, то данное правонарушение не повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, в пределах сроков, указанных в предостережении ИП Пуканцев Н.В. заключил договор на вывоз ТКО, в связи с чем, полагал, что производство по делу должно быть прекращено, если не за отсутствием состава административного правонарушения, то в связи с его малозначительностью.
Представитель Департамента окружающей среды и природопользования Ярославской области в судебное заседание не явился, возражений относительно жалобы не представил.
Оценивая правомерность привлечения ИП Пуканцева Н.В. к административной ответственности, заслушав при этом ИП Пуканцева Н.В. и его защитника адвоката Зараменского А.И., изучив доводы жалобы, проверив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ обязывает собственников твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.
Согласно результатам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области статус регионального оператора присвоен ООО "Хартия" сроком на 8 лет.
Между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и региональным оператором по обращению с ТКО заключено соглашение от 23 мая 2018 г. N 7 об организации деятельности по обращению с ТКО. Документом предусмотрено, что с 1 сентября 2018 года до 31 декабря 2026 года ООО «Хартия» будет обеспечивать сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора, Угличский район входит в зону деятельности регионального оператора на территории Ярославской области.
Все собственники ТКО на территории Ярославской области обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ООО «Хартия», соответственно определив место размещения таких отходов.
20.06.2018 г. региональный оператор ООО «Хартия» опубликовал информацию о том, что приступает к оказанию услуг по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в выпуске Угличской газеты №24(13709) от 20.06.2018 г., на официальном сайте ООО «Хартия», на официальном сайте Правительства Ярославской области.
Согласно выписке из ЕГРИП от 01.03.2023 г. Пуканцев Н.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2004 года; основным видом деятельности является торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (л.д.76-79).
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Пуканцев Н.В., осуществляя торговую деятельность по продаже мелкой и крупной бытовой техники в магазине, расположенном в здании <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в процессе которой образуются ТКО, в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Правонарушение выявлено 01.03.2023 г.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения основан на ошибочном толковании норм закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
Из указанной нормы следует, что все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.09.2018, в связи с началом осуществления ООО «Хартия» деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Ярославской области.
Ссылка в жалобе на заключение 28.11.2022 г. с ООО «<данные изъяты>» договора на поставку макулатуры, основанием к освобождению ИП Пуканцева Н.В. от административной ответственности не является, так как в силу пункта 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором прямо предусмотрена законом, и нарушение данной обязанности влечет административную ответственность предусмотренную ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Из договора, заключенного 28.11.2022 г. между ООО «<данные изъяты>» (покупатель) и ИП Пуканцевым Н.В. (поставщик) следует, что в пределах срока действия договора поставщик обязуется поставлять покупателю, а покупатель принимать и оплачивать макулатуру ГОСТ 10700-97 (макулатура бумажная и картонная), тогда как норма части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ регламентирует заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Кроме того, вышеуказанный договор заключен Пуканцевым после заключения Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Утверждения ИП Пуканцева Н.В. о том, что при осуществлении им торговой деятельности в магазине твердые коммунальные отходы не образуются, голословны и никакими доказательствами не подтверждены.
Между тем, письмом Минприроды России от 15.01.2019 №12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО» разъяснено, что в соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам, в том числе, по коду позиции 7 35 000 00 00 0 – «Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам».
Ссылка заявителя на положения абз. 4 п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами о том, что если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не может быть принята во внимание.
Вышеприведенная норма подлежит системному толкованию с п. 5 Правил, и для ее применения у потребителя должно быть организовано место (площадка) для накопления отходов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ИП Пуканцевым к окончанию установленного п. 8 (17) Правил срока было определено место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов, которое было внесено в территориальную схему обращения с отходами Ярославской области, утвержденную Департаментом охраны окружающей среды и природопользования ЯО.
Соответственно, ООО «Хартия» не имело возможности осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов ИП Пуканцева Н.В. без заключения договора.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 К.АП РФ.
Таким образом, бездействие ИП Пуканцева Н.В. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок давности привлечения ИП Пуканцева Н.В. к административной ответственности соблюдены.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Пуканцева Н.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания должностным лицом в силу положений ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ учтен характер совершенного административного правонарушения, социальная значимость охраняемых общественных отношений, наличие у правонарушителя возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, количество выявленных нарушений, длительность противоправных действий, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Вместе с тем заслуживает внимания довод защиты о квалификации деяния как малозначительного. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
По смыслу закона малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из представленных в суд материалов следует, что ИП Пуканцевым Н.В. 23.03.2023 г., то есть до составления протокола об административном правонарушении 07.04.2023 г. заключен договор №1441/П/ЯРО-2023-У с ООО «Хартия» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, несмотря на то, что в действиях ИП Пуканцева Н.В. формально содержится состав административного правонарушения, с учетом характера допущенного правонарушения, учитывая, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, обществу и государству, устранено в полном объеме, судья считает, что цель административного наказания может быть достигнута при вынесении устного замечания.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на этом основании праве освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление о назначении административного наказания в отношении ИП Пуканцева Н.В. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2.9, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 07.04.2023 г. №14/07 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Пуканцева Николая Викторовича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить, ввиду малозначительности административного правонарушения.
Освободить индивидуального предпринимателя Пуканцева Николая Викторовича от административной ответственности. Объявить индивидуальному предпринимателю Пуканцеву Николаю Викторовичу устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Л. Кривко