Дело № 2-5680/2023
24RS0041-01-2023-001752-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2023 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Дорошковой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Фукс О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края к Кузнецову Вадиму Анатольевичу, Меленберг Юлии Валериевне о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился с исковым заявлением к Кузнецову Вадиму Анатольевичу, Мелеберг Юлии Валериевне о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Березовского района 18.10.2022 г. на земельном участке с кадастровым номером У обнаружено несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов.
Представитель истца Воротынская О.О. поддержала требования искового заявления.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Согласно статье 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как указано в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в пункте 18 Правил № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Березовского района 18.10.2022 г. на земельном участке с кадастровым номером У, расположенном по адресу: Х обнаружено несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, что подтверждается заключением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору У от 18 октября 2022 года.
Согласно выписке из ЕГРН Кузнецов В.А., Меленберг Ю.В. являются собственниками указанного земельного участка.
На основании изложенного суд приходит к выводу об установлении факта причинения вреда окружающей среде путем неправомерного размещения на спорном участке твердых коммунальных отходов.
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края к Кузнецову Вадиму Анатольевичу, Меленберг Юлии Валериевне о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Кузнецова Вадима Анатольевича, Мелеберг Юлию Валериевну ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.В. Дорошкова
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2023 года.