РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2024 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кириченко А.Ю.,
при секретаре Пустыревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Богородского городского округа <адрес> к Корбут П. П.чу о приведении границ земельного участка в соответствие со сведениями ЕГРН, демонтаже ограждения и гаража,
УСТАНОВИЛ:
истец - администрация Богородского городского округа <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Корбут П.П. является собственником земельного участка с КН 50:16:0103026:387 площадью 594 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> Богородский городской округ д.Стулово СНТ «Березка» уч.265.
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в рамках муниципального земельного контроля проведено выездное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что его фактические границы, закрепленные на местности металлическим забором, не соответствуют сведениям ЕГРН - площадь земельного участка по фактическим границам, превышает площадь, сведения о которой содержатся в ЕГРН, на 587 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено информационные письма о выявленных нарушениях земельного законодательства с предложением об их добровольном устранении.
ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно проведено выездное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что нарушения земельного законодательства, ответчиком не устранены.
Основываясь на указанных обстоятельствах, истец - администрация Богородского городского округа <адрес> просит суд обязать Корбут П.П.:
- привести границы земельного участка с КН 50:16:0103026:387 площадью 594 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> Богородский городской округ д.Стулово СНТ «Березка» уч.265, в соответствии со сведениями Единого реестра недвижимости об объекте недвижимости,- освободить в течение месяца с момента вступления решения в законную силу самовольно запользованный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 587 кв.м., путем переноса забора и демонтажа гаража в границах координат:
Площадь земельного участка 152 кв.м. | ||
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
Х | У | |
2 | 480616,60 | 2239901,52 |
3 | 480615,55 | 2239923,51 |
4 | 480588,23 | 2239905,40 |
5 | 480587,56 | 2239905,40 |
8 | 480592,13 | 2239904,70 |
В судебное заседание истец - администрация Богородского городского округа <адрес>(далее - Истец), представителя не направил, суд применил правила ч.3 ст.167, ч.2.1. ст.113 ГПК РФ – рассмотрел дело в его отсутствие.
Ответчик Корбут П.П.(далее - Ответчик), извещенный о месте и времени судебного заседания(л.д.52), не явился; ходатайств об отложении либо о рассмотрении в отсутствие не заявил, явку представителей не обеспечил; доказательств, подтверждающих уважительность неявки не представил, в связи с чем, суд применил правила ч.4 ст.167 ГПК РФ – рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований – Комитету по управлению имуществом администрации Богородского городского округа <адрес>, в судебное заседание не явился.
Исследовав и оценив доводы сторон, письменные доказательства, судом установлено следующее:
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По правилам ст.39.2 Земельного кодекса РФ(далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст.ст.9, 9.1 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В соответствии со ст.10, ст.10.1 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16).
По правилам ст.72 ЗК РФ(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ) муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования(п.1).
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность(п.2).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора(п.4).
В срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п. 5 ст. 72 ЗК РФ, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 72 ЗК РФ).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством субъекта Российской Федерации(п.7).
При этом, по сути, акт проверки с фиксацией выявленного нарушения и предписание о его устранении представляют собой неразрывно связанные между собой акты.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства может повлечь негативные последствия в виде сноса недвижимых объектов и демонтажа движимого имущества, лишению права собственности на них, привлечение к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)).
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
По правилам ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно сведениям ЕГРН(л.д.21-22) Корбут П.П. является собственником земельного участка с КН 50:16:0103026:387 площадью 594 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> Богородский городской округ д.Стулово СНТ «Березка» уч.265.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в рамках муниципального земельного контроля проведено выездное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что его фактические границы, закрепленные на местности металлическим забором, не соответствуют сведениям ЕГРН - площадь земельного участка по фактическим границам, превышает площадь, сведения о которой содержатся в ЕГРН, на 587 кв.м. (л.д.9)
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено информационные письма о выявленных нарушениях земельного законодательства с предложением об их добровольном устранении (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно проведено выездное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что нарушения земельного законодательства, ответчиком не устранены (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «Межа» составлено заключение № по результатам обследования земельного участка с КН 50:16:0103026:387 (л.д.24-44), согласно выводам которого, площадь земельного участка по фактической границе, закрепленной на местности забором, составляет 594 кв.м. Фактическое ограждение земельного участка частично расположено на землях неразграниченной государственной собственности с восточной стороны площадью 587 кв.м., на указанном земельном участке, а также наложение на смежный земельный участок 127 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно проведено выездное обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что нарушения земельного законодательства, ответчиком устранены (л.д. 53)
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Богородского городского округа <адрес> (ИНН 5031006040) к Корбут П. П.чу (ИНН 770901697292) о приведении границ земельного участка в соответствие со сведениями ЕГРН, демонтаже ограждения и гаража
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: