2-228/2023
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2023 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кайдалиной Н.М.,
при секретаре Богдановой Л.А.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора Рыбинской межрайонной прокуратуры Лутошкиной К.С.,
представителя ответчика администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края Макарова Г.В., действующего на основании доверенности от №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности создать условия для бытового (банного) обслуживания населения,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности создать условия для бытового (банного) обслуживания населения. Требования мотивированы тем, что Рыбинской межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований законодательства об организации местного самоуправления в части создания условий для обеспечения городского поселения <адрес> Рыбинского <адрес>, входящего в состав муниципального района (Рыбинский <адрес>) и жителей <адрес> Рыбинского <адрес> услугами бытового (банного) обслуживания, в ходе которой выявлены нарушения. Так, на территории города Заозерного проживает 9812 человек. Проживание обеспечено как в многоквартирных домах, так и частных. При этом многоквартирные дома не имеют централизованного горячего водоснабжения, в связи с чем в период с № ежегодно на территории <адрес> отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а в отопительный период с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно горячая вода используется населением путем слива теплоносителя. Отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период, не связанный с отопительным, обусловлено отсутствием внутренних систем горячего водоснабжения домов, открытостью системы централизованного теплоснабжения, техническим состоянием оборудования котельных. Администрацией г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края условия для бытового (банного) обслуживания населения и необходимое количество помывочных мест не созданы, услуги общественной бани не предоставляются в силу ее отсутствия на территории города, тогда как к полномочиям местного самоуправления относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. Администрацией города с ФИО3 заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка по <адрес> для строительства бани, однако условия для обеспечения жителей города услугами бытового (банного) обслуживания не созданы, правовые акты по вопросам определения количества помывочных мест и доступности планирующейся к строительству бани для социально необеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров, доходы которых не позволяют пользоваться услугами коммерческих банных комплексов, отсутствуют, соглашение с ФИО3 по данному вопросу отсутствует, муниципальный контракт на строительство общественной бани не заключался, альтернативный подвоз жителей города в бани, находящиеся на территориях близлежащих населенных пунктов, не организован. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края было внесено представление по указанным основаниям, однако в установленный законом срок конкретные меры по устранению имеющихся нарушений закона не приняты, нарушения не устранены, что подтверждается сведениями администрации о рассмотрении представления. Просит обязать администрацию г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края создать условия для бытового обслуживания жителей г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края в части предоставления банных услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель процессуального истца Рыбинской межрайонной прокуратуры Красноярского края Лутошкина К.С. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края Макаров Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признал. Дополнительно суду пояснил, что необходимо время для строительства бани в течение года, с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Рыбинского <адрес>, третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).
В соответствии с п.10 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Рыбинской межрайонной прокуратурой по обращению депутата Красноярского городского Совета депутатов ФИО6, выявлен факт нарушения прав жителей <адрес> Рыбинского <адрес> в сфере обеспечения бытового обслуживания.
Установлено, что в границах населенного пункта проживает 9812 человек, при этом проживание обеспечено как в многоквартирных домах, так и частных. Многоквартирные дома не имеют централизованного горячего водоснабжения, в связи с чем в период с 16 мая по 14 сентября ежегодно на территории <адрес> отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а в отопительный период с 15 сентября по 15 мая ежегодно горячая вода используется населением путем слива теплоносителя. Услуги общественной бани на территории муниципального образования не оказываются.
Так, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заместителем Рыбинского межрайонного прокурора ФИО7, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в интересах жителей <адрес> по обращению депутата Красноярского городского Совета депутатов об отсутствии горячего водоснабжения в летний период и отсутствием бани в <адрес>, в адрес главы Рыбинского района и г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края направлены запросы о предоставлении сведений и подтверждающих документов по вопросу организации на территории г. Заозерный услуг бытового (банного) обслуживания (л.д.8, 16-17).
Глава администрации <адрес> ФИО8 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указал, что общественная баня на территории <адрес> отсутствует и не имеется зданий, которые возможно оборудовать для предоставления банных услуг жителям города (л.д.9). В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в 2022 году подготовлена конкурсная документация, проведен конкурс и с физическим лицом заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства бани. Численность населения <адрес> Рыбинского <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ составляет 9 812 человек (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Рыбинским межрайонным прокурором внесено представление с указанием на неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности. Ссылаясь на выявленные нарушения, прокурор требовал в течение месяца со дня внесения представления принять меры по устранению указанных нарушений (л.д.55-58).
Глава администрации <адрес> ФИО8 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указал, что факты, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение. В муниципальной собственности <адрес> Рыбинского <адрес> в настоящее время отсутствует баня и не имеется зданий, которые возможно оборудовать для предоставления банных услуг жителям города. В 2022 году подготовлена конкурсная документация, проведен конкурс и с физическим лицом заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, для строительства бани. В данный момент арендатором разрабатывается проектная документация для строительства бани (л.д.59-60).
В подтверждение указанных доводов, в материалы дела представлена конкурсная документации на право заключения договора аренды земельного участка (л.д.25-28,29, 30-32), а также договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, Рыбинский <адрес>, заключенный между муниципальным образованием г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края, в лице администрации <адрес> Рыбинского <адрес> и ФИО3. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется для строительства бани, арендатор не вправе изменять назначение участка (л.д.19-23).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр утверждены «Строительные правила 42.13330.2016 «СНИП 2.07.01-89* градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждена и введена в действие актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* в соответствии с приложением «Д» к которым определено, что в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, предусматривается наличие бани из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.
По смыслу положений п.2 ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, является нарушением прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
Исходя из норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрацией г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
Указанные выводы подтверждены и самим ответчиком, признавшим в судебном заседании исковые требования. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности обращения прокурора с иском в интересах неопределенного круга лиц, соответствующего фактическим обстоятельствам дела, и о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст. 210 ГПК РФ исполнение решения суда связано с момента вступления его в законную силу.
При этом по смыслу закона срок исполнения решения суда подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случает, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
С учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для разрешения вопроса по разработке проекта строительства, строительства, получения разрешительных документов к использованию здания бани, суд полагает возможным установить для ответчика срок 10 (десять) месяцев со дня вступления решения в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности создать условия для бытового (банного) обслуживания населения Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности создать условия для бытового (банного) обслуживания населения - удовлетворить.
Обязать администрацию г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края создать условия для бытового обслуживания жителей г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края в части предоставления банных услуг.
Обязать администрацию г.Заозерного Рыбинского района Красноярского края исполнить возложенные обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.М. Кайдалина
<данные изъяты>