Дело № УИД 23RS0№-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 июня 2023 года
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Адлерский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего - судьи Машевец С. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> – прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд к ФИО2 с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 незаконно оформлен в муниципальную собственность и предоставлен в аренду ФИО6, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровыми номерами 23:49:0407002:45 частично расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 1 квартала 39 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО2, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием государственной регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 послужили свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1942, свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1942 земельный участок площадью 5000 кв.м. принадлежит наследодателю ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ серии Y1-РВ № № регистрационная запись 210 (далее – свидетельство №).
Согласно свидетельству № ФИО1 на основании постановления Нижнешиловской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земельных участков в собственность граждан» (далее – постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлен земельный участок общей площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно п. 4 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, получившим земельные участки в собственность, поручалось сдать ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю.
То есть, указанное постановление предусматривало передачу в собственность земельных участков, на которые права возникли ранее.
Кроме того, земельный участок площадью 5000 кв.м передавался в собственность в связи с ранее находящимися в пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельными участками (п. 3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со сводной ведомостью, являющейся приложением к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ранее, на основании постановления главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении за гражданами в пожизненное наследуемое владение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» предоставлялся земельный участок площадью 1600 кв.м по адресу: <адрес>.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № не предусматривало изъятия земель Сочинского национального парка для размещения спорного земельного участка, а также не предоставляло право ФИО1 на формирование земельного участка в пределах национального парка.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в крае» утверждены мероприятия по проведению земельной реформы на территории <адрес>, согласно которым администрациям сельских населенных пунктов, поселков и городов, комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и края необходимо в течение 1992 года обеспечить переоформление и выдачу документов на право собственности на земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства за счет средств собственников земли.
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> принято постановление №, которым закреплен общий порядок оформления права пожизненного наследуемого владения на ранее предоставленные земельные участки.
При этом из содержания указанного постановления не следует, что предусмотрен прилагаемый список землепользователей, которым переоформляются права на ранее предоставленные земельные участки.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № передано на архивное хранение в архивный отдел администрации <адрес>. На момент передачи на архивное хранение приложение к указанному постановлению отсутствовало.
приложение к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, передано в архивный отдел администрации <адрес> письмом главы администрации Нижнешиловского сельского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Из содержания указанного письма следует, что в списки внесены фактические землепользователи на момент издания постановления, при обработке архивных документов по технической причине не были приобщены в виде приложения к данному постановлению.
Однако в ходе изучения вышеуказанных документов установлено, что приложение к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлено с помощью технических средств не на момент его издания, содержит заведомо ложные сведения о лицах, являющиеся землепользователями, за которыми закрепляется право пожизненного наследуемого владения, а также об адресе и площади земельных участков.
Данные обстоятельства подтверждаются приговором Адлерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, в соответствии с которым ФИО8 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Судом установлено, что ФИО8 путем обмана, выразившегося в использовании подложного документа - приложения к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в которые внесены заведомо ложные сведения о наличии у нее прав на земельный участок, незаконно приобрела право на земельный участок.
В ходе проверки установлено расхождение площади, закрепляемой за ФИО1
Так, согласно приложению к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 предоставлялся земельный участок 1500 кв.м. Вместе с тем, согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен земельный участок иной площади - 1600 кв.м.
Вышеизложенное указывает на то, что предоставление ФИО1 в собственность земельного участка площадью 5000 кв.м, в связи с предоставленным ранее земельным участком на основании приложения, содержащего заведомо ложные сведения о наличии права пожизненного наследуемого владения, незаконно.
Кроме того, земельный участок 23:49:0407002:45 сформирован за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в акте согласования границ участка, содержащегося в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0407002:45 отсутствует соответствующая отметка о согласовании границ с территориальным органом Росимущества.
При межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорных участков надлежало учитывать карту-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного, право собственности ФИО2 возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок лесопокрыт, не огорожен, свободен от строений, не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2, предыдущими собственниками, и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Истец просит признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представители третьих лиц МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>, Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк», управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, причины неявки суду неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-9070.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 незаконно оформлен в муниципальную собственность и предоставлен в аренду ФИО6, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по <адрес>) ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ,а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровыми номерами 23:49:0407002:45 частично расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 1 квартала 39 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО2, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием государственной регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 послужили свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1942, свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1942 земельный участок площадью 5000 кв.м. принадлежит наследодателю ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ серии Y1-РВ № № регистрационная запись 210 (далее – свидетельство №).
Согласно свидетельству № ФИО1 на основании постановления Нижнешиловской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земельных участков в собственность граждан» (далее – постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлен земельный участок общей площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В силу ст. 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О местном самоуправлении в Российской Федерации», ст.ст. 24-27, 64 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ №, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации», п. 14 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» распоряжение земельными участками национальных парков к полномочиям Нижнешиловской сельской администрации не относилось.
Согласно п. 4 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, получившим земельные участки в собственность, поручалось сдать ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю.
То есть, указанное постановление предусматривало передачу в собственность земельных участков, на которые права возникли ранее.
Кроме того, земельный участок площадью 5000 кв.м. передавался в собственность в связи с ранее находящимися в пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельными участками (п. 3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со сводной ведомостью, являющейся приложением к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ранее, на основании постановления главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении за гражданами в пожизненное наследуемое владение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства» предоставлялся земельный участок площадью 1600 кв.м по адресу: <адрес>.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № не предусматривало изъятия земель Сочинского национального парка для размещения спорного земельного участка, а также не предоставляло право ФИО1 на формирование земельного участка в пределах национального парка.
В связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе», Земельного кодекса РСФСР, Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» гражданам предоставлялось право на получение земельных участков по своему выбору в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также устанавливалась обязанность переоформить права на ранее полученные земельные участки.
В силу ст. 7 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе»до юридического закрепления земельных участков в собственность, пользование, в том числе аренду, владение за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками, но на срок не более двух лет с момента вступления в действие настоящего Закона. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в крае» утверждены мероприятия по проведению земельной реформы на территории <адрес>, согласно которым администрациям сельских населенных пунктов, поселков и городов, комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и края необходимо в течение 1992 года обеспечить переоформление и выдачу документов на право собственности на земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства за счет средств собственников земли.
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> принято постановление №, которым закреплен общий порядок оформления права пожизненного наследуемого владения на ранее предоставленные земельные участки.
При этом из содержания указанного постановления не следует, что предусмотрен прилагаемый список землепользователей, которым переоформляются права на ранее предоставленные земельные участки.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № передано на архивное хранение в архивный отдел администрации <адрес>. На момент передачи на архивное хранение приложение к указанному постановлению отсутствовало.
В нарушение ст. 30, 32 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не утверждало конкретный перечень граждан, за которыми закреплялись земельные участки в пожизненное наследуемое владение, в тексте постановления отсутствует ссылка на наличие приложения.
Приложение к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, передано в архивный отдел администрации <адрес> письмом главы администрации Нижнешиловского сельского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Из содержания указанного письма следует, что в списки внесены фактические землепользователи на момент издания постановления, при обработке архивных документов по технической причине не были приобщены в виде приложения к данному постановлению.
Однако в ходе изучения вышеуказанных документов установлено, чтоприложение к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлено с помощью технических средств не на момент его издания, содержит заведомо ложные сведения о лицах, являющиеся землепользователями, за которыми закрепляется право пожизненного наследуемого владения, а также об адресе и площади земельных участков.
Данные обстоятельства подтверждаются приговором Адлерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, в соответствии с которым ФИО8 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Судом установлено, что ФИО8 путем обмана, выразившегося в использовании подложного документа - приложения к постановлению главы администрации Нижнешиловского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в которые внесены заведомо ложные сведения о наличии у нее прав на земельный участок, незаконно приобрела право на земельный участок.
В ходе проверки установлено расхождение площади, закрепляемой за ФИО1
Согласно приложению к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №ФИО1 предоставлялся земельный участок 1500 кв.м. Вместе с тем, согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен земельный участок иной площади - 1600 кв.м.
Вышеизложенное указывает на то, что предоставление ФИО1 в собственность земельного участка площадью 5000 кв.м, в связи с предоставленным ранее земельным участком на основании приложения, содержащего заведомо ложные сведения о наличии права пожизненного наследуемого владения, незаконно.
Кроме того, земельный участок 23:49:0407002:45 сформирован за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ,ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривалисьп.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее – МТУ Росимущества).
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
Однако в акте согласования границ участка, содержащегося в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0407002:45отсутствует соответствующая отметка о согласовании границ с территориальным органом Росимущества.
Согласно п. 4 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастраот ДД.ММ.ГГГГ № П/327,пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.
В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.
Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков, за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.
Следовательно, при межевании спорных участков надлежало учитывать карту-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного, право собственности ФИО2 возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок лесопокрыт, не огорожен, свободен от строений, не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО2, предыдущими собственниками, и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-15, №-КГ18-17 и др.).
В силу ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 возникло незаконно.
При этом доводы и требования истца нашли свое подтверждения в ходе судебного заседания, а также подтверждаются установленными в судебном заседании обстоятельствами.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407002:45.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении суд считает, что исковые требования заместителя прокурора края - прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности, признании права собственности Российской являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> - прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования город-курорт Сочи к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности и снятии с государственного кадастрового учета, - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407002:45 площадью 3500 кв.м., категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Адлерский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Председательствующий С.Ю. Машевец