Судья Колосова Н.Е. дело № 12-230/2022 (дело № 5-1055/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе директора кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 апреля 2022 года, которым директор кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьева О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,
установил:
старшим инспектором отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Сыктывкару Дорониным В.А. в отношении директора кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 22 января 2022 года в 14 часов 30 минут, в кинотеатре "Кронверк Синема Макси" обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар", расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем АО "Синема Парк", директор кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьева О.В. допустила работу кинотеатра (кинозалов), в нарушение пункта 19.11 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 "О введении режима повышенной готовности" (с внесенными изменениями Указом Главы Республики Коми от 20 января 2022 года № 4), изданного во исполнение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID- 2019" и Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не выполнив правила поведения утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2020 года № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
По результатам рассмотрения протокола, судьёй городского суда вынесено приведенное выше постановление.
В жалобе в Верховный Суд Республики Коми директор кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьева О.В. просит отменить постановление судьи городского суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на допущенные процессуальные нарушения, в связи с чем, производство по делу прекратить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Соловьева О.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, надлежащим образом извещённое о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принял.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке участвующих в деле лиц, в отсутствие неявившегося лица, явку которого не нахожу обязательной.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй городского суда, 22 января 2022 года в 14 часов 30 минут, в кинотеатре "Кронверк Синема Макси" обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар", расположенного по адресу: Октябрьский проспект, дом 141 города Сыктывкара Республики Коми, принадлежащем АО "Синема Парк", директор кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьева О.В. допустила работу кинотеатра (кинозалов), в нарушение пункта 19.11 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 "О введении режима повышенной готовности" (с внесенными изменениями Указом Главы Республики Коми от 20 января 2022 года № 4), изданного во исполнение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID- 2019" и Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не выполнив правила поведения утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2020 года № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора кинотеатра - руководителя обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом от 16 декабря 2021 года № 39 генерального директора АО "Синема Парк" на должность директора кинотеатра обособленного подразделении АО "Синема Парк" - Синема Парк 76 Сыктывкар принята Соловьева О.В.
В соответствии с Положением об обособленном подразделении АО "Синема Парк" - Синема Парк 76 Сыктывкар руководителем обособленного подразделения является директор кинотеатра, который действует на основании доверенности, выданной обществом.
Согласно пунктам 4.4, 4.5, 4.7 Положения об обособленном подразделении АО "Синема Парк" - Синема Парк 76 Сыктывкар директор кинотеатра обеспечивает выполнение органов управления общества; решает вопросы деятельности обособленного подразделения; проводит работу по охране труда и технике безопасности, разрабатывает и осуществляет организационно-технические мероприятия; совершает иные действия в пределах, установленных доверенностью; формирует персонал обособленного подразделения; издает распоряжения и дает указания, обязательные для работников обособленного подразделения, имеет другие полномочия и компетенции.
Таким образом, в силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом предусмотренных выше Положением об обособленном подразделении АО "Синема Парк" - Синема Парк 76 Сыктывкар полномочий и компетенций, Соловьева О.В. на дату совершения административного правонарушения, являлась должностным лицом в смысле, определяемом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина Соловьевой О.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: - протоколом об административном правонарушении СР № 695048 от 11 февраля 2022 года; - объяснениями Соловьевой О.В., Пыстиной А.А., Вахнина А.В. об обстоятельствах совершенного правонарушения; - рапортом старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Сыктывкару Доронина В.А. об обстоятельствах правонарушения; - рапортом УУП ОП № 1 УМВД России по г. Сыктывкару Можегова А.А. по сообщению о работе кинотеатра в нарушение антиковидных правил, а также иными письменными материалами дела, которым в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости, допустимости, достаточности и достоверности.
Таким образом, действия Соловьевой О.В. правильно квалифицированы в соответствии с установленными судьей городского суда фактическими обстоятельствами дела, и нормами Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
Все юридически значимые обстоятельства, приведенные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда установлены.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций, - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Действие названного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 данного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 данного Федерального закона (подпункт "ф").
В силу статьи 19 указанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные в соответствии с названным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Таким образом, режим повышенной готовности вводится для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вместе с тем, при введении такого режима наступают определённые последствия, в частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Пунктом 1 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 "О введении режима повышенной готовности" с 00.00 час. 16.03.2020 введен для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режим функционирования "повышенная готовность".
В соответствии с пунктом 19.11 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции на дату выявления административного правонарушения) установлено, что с 21 января 2022 года до улучшения эпидемиологической обстановки на территории Республики Коми работа кинотеатров (кинозалов) была приостановлена.
Как разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (ответ на вопрос № 17), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Применительно к Республике Коми такими правилами поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации являются правила, установленные Указом Главы республики Коми от 15 марта 2020 года № 16.
Доводы жалобы Соловьевой О.В. в части нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки признаются несостоятельными, поскольку, правонарушение выявлено в результате рейдового контроля, проводимого уполномоченным должностным лицом и не относится к проверкам, порядок проведения которых регулируется указанным Федеральным законом. Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении послужило фактическое обнаружение административного правонарушения.
Также отклоняются доводы жалобы Соловьевой О.В. о прекращении дела ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая обстоятельства дела, оснований для признания совершённого административного правонарушения, малозначительным, не усматривается.
Невыполнение названных мероприятий и, соответственно, нарушение вышеуказанного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обособленное подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но директором обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. была допущена работа кинотеатра (кинозалов), в нарушение пункта 19.11 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 "О введении режима повышенной готовности". Таким образом, приведенные нарушения стали возможными вследствие неисполнения и ненадлежащего исполнения директором обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы Соловьевой О.В. об отсутствии в ее действиях состава вмененного ей административного правонарушения, поскольку кинотеатр обособленного подразделения АО "Синема Парк" является системообразующей организацией, и в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации № 316 от 11 мая 2020 года "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которому настоящий Указ может распространяться на системообразующие, а также на научные и образовательные организации по согласованию с Правительством Российской Федерации, являются необоснованными, поскольку на момент выявления указанного административного правонарушения деятельность, которую осуществляет обособленное подразделение АО "Синема Парк" в городе Сыктывкар Республики Коми была приостановлена. В связи с этим, обстоятельств, предусмотренных статьями 29.9 и 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Доводы жалобы Соловьевой О.В. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения в связи с тем, что нормативные правила, за нарушение которых должностное лицо общества привлечено к административной ответственности является недействующим, также подлежат отклонению.
Согласно статье 1.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Действительно в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 указано, что, устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Между тем, Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 ноября 2021 года №2355-О по запросу Костромского областного суда приведена следующая правовая позиция и разъяснен конституционно-правовой смысл приведенных выше положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ. Исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения. Кроме того, в настоящее время сохраняют юридическую силу нормы статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. Соответственно, ни постановлению губернатора региона, которым признаны утратившими силу положения, обязывающие граждан, ни даже возможной в последующем полной отмене решения о введении режима повышенной готовности не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП Российской Федерации. В противном случае установление административной ответственности в условиях специальных (временных) режимов может утратить свое правовое значение, поскольку будет предполагать освобождение от публично-правовой ответственности лиц, нарушающих специальные требования и ограничения, после отмены таких режимов, притом, что соответствующая публично-правовая ответственность изначально устанавливается для обеспечения соблюдения специально вводимых временных ограничений.
Учитывая приведенные выше правовые позиции, довод жалобы о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отменой ограничений, установленных в пункте 19.11 Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 №16, является необоснованным, производство по делу не подлежит прекращению по указанному основанию.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных судьей городского суда фактических обстоятельств дела, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, и не ставят под сомнение наличие в деянии директора кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. вменённого ей состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Соловьевой О.В. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены, наказание Соловьевой О.В. назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
С учётом изложенного, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора кинотеатра обособленного подразделения "Синема Парк 76 Сыктывкар" АО "Синема Парк" Соловьевой О.В. оставить без изменения, жалобу Соловьевой О.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Попов В.В.
Копия верна, судья Попов В.В.