<данные изъяты>
Мировой судья судебного участка № №
Промышленного судебного района <адрес>
<адрес> Юсупова Н.М.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
9 июля 2024 года г. Самара
Судья Промышленного районного суда г. Самара Табаева Э.Р.,
с участием защитника Ильиной Е.Ю.,
представителя прокуратуры Советского района г.Самары – старшего помощника прокурора Пинчук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ильиной Е.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района г.Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосовой М.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района г. Самара Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и Советскому районам ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» Христосова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Ильина Е.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях Христосовой М.С. состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что отказ Б. в предоставлении компенсации ЖКУ осуществлен в соответствии с действующим законодательством <адрес>, поскольку при рассмотрении представленных документов специалистами Управления установлено, что Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, адрес ее регистрации по месту пребывания: <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Христосова М.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла.
Защитник Христосовой М.С. - Ильина Е.Ю. (на основании доверенности) в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Старший помощник прокурора Советского района г.Самары Пинчук Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, поскольку отказ Б. в предоставлении компенсации ЖКУ нарушает ее конституционное право на выбор места жительства.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска данного срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей, правомочными рассматривать жалобу.
Судом установлено, что копия обжалуемого постановления получена защитником Ильиной Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, сведения о вручении копии постановления Христосовой М.С. материалы дела не содержат, жалоба на постановление согласно штемпелю на конверте направлена защитником почтой ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки.
Рассматривая доводы жалобы по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность: характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлёкшее не предоставление государственной услуги заявителю, либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей Статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, которыми определены цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития.
Национальный проект «Демография» состоит из 5 федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт - норма жизни».
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 23.11.2023 940 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 7 от 12.01.2017 «О предоставлении социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области».
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан установлен Постановлением Правительства Самарской области от 23.11.2023 № 940 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 7 от 12.01.2017 «О предоставлении социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» устанавливает условия предоставления (назначения выплаты) компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, предусмотренный законами Самарской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» и «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Самарской области».
На основании п.5 порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 23.11.2023 № 940 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области № 7 от 12.01.2017 «О предоставлении социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, а именно Компенсация ЖКУ предоставляется гражданам за жилое помещение, в котором они зарегистрированы по месту жительства либо по месту пребывания (в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории Самарской области) не более чем на одно жилое помещение на территории Самарской области.
Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в Самарской области, компенсация ЖКУ устанавливается на период регистрации по месту пребывания при условии неполучения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства, в том числе в ином субъекте Российской Федерации.
При наличии у гражданина права на получение компенсации ЖКУ по нескольким основаниям (статусам) компенсация ЖКУ предоставляется по одному основанию (статусу) по его выбору.
В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б. обратилась в Управление по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Б. отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании п.5 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>», согласно которому компенсация ЖКУ предоставляется гражданам за жилое помещение, в котором они зарегистрированы по месту жительства либо по месту пребывания (в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории <адрес>).
Б. является многодетной матерью, зарегистрирована по адресу: <адрес>, пер.Комиссарский, <адрес>, проживает по адресу: <адрес> вместе со своими тремя детьми, которые, как и Б., имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Б., она оплачивает коммунальные услуги.
Приказом руководителя ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-к Христосова М.С. назначена на должность начальника отдела организации социальных выплат № управления по Октябрьскому и <адрес>м.
В соответствии с п.2.3 должностной инструкции начальника отдела организации социальных выплат № управления по Октябрьскому и <адрес>м Христосова М.С. обязана обеспечивать предоставление мер социальной поддержки гражданам в соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг.
Постановлением заместителя прокурора <адрес> П. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – начальника организации социальных выплат № управления по Октябрьскому и <адрес>х ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосовой М.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.36 КоАП РФ.
Учитывая, что Б. имеет в собственности жилое помещение, в котором постоянно проживает со своими детьми, имеет вместе с детьми регистрацию по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о том, что отказ управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Б. по месту ее фактического жительства является незаконным и существенно нарушает права граждан на получение социальной поддержки, гарантированной государством.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, начальник отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосова М.С., являясь должностным лицом, наделенным полномочиями по обеспечению исполнения государственных полномочий по представлению мер социальной поддержки гражданам на подведомственной территории, при рассмотрении заявления Б. допустила нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее ее не предоставление, в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами, а именно:
- постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении должностного лица начальника отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосовой М.С.;
- решением от 05.03.2024г. № о проведении проверки в отношении Управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» <адрес> с целью проверки исполнения требований законодательства в сфере государственных услуг по назначению пособий детям, имеющих детей;
- актом проверки от 26.03.2023г., в ходе которой выявлены нарушения законодательства государственных услуг по назначению пособий семьям, имеющим детей;
- объяснением Б. от ДД.ММ.ГГГГ;
- решением об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
-копией удостоверение Б.;
- копией свидетельства о регистрации по месту пребывания Б.;
- копией паспорта Б.;
- копией свидетельства о регистрации по месту пребывания Б.;
- копией свидетельства о рождении Б.;
- копией свидетельства о регистрации по месту пребывания Б.;
- копией свидетельства о рождении Е.,
- копией свидетельства о регистрации по месту пребывания Е.;
- копией свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>22,
- копиями квитанция о начислении коммунальных услуг, копиями квитанция об оплате коммунальных услуг;
- приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Христосовой М.С. на должность начальника отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и <адрес>м ТКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>»;
- должностной инструкцией начальника отдела организации социальных выплат № управления по Октябрьскому и <адрес>м ТКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» и другими материалами дела.
Мировым судьей, в подтверждение, что начальником отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и <адрес>м ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосовой М.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание указанные выше материалы.
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы о правомерности принятого отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду наличия у Б. регистрации по адресу: <адрес>, пер.Комиссарский, 70-2, является несостоятельными, поскольку противоречит вышеприведенным нормам закона, частности положениям ГК РФ, согласно которым местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а также позиции Конституционного суда РФ, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Несогласие Христосовой М.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта не является.
Новых доводов, имеющих правовое значение и не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в жалобе не содержится.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении Христосовой М.С. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание Христосовой М.С. назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела.
Правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела организации социальных выплат управления по Октябрьскому и Советскому районам ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» Христосовой М.С., оставить без изменения, жалобу защитника Ильиной Е.Ю. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 -30.14 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Э.Р. Табаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>