Дело № (2-2331/2022)
18RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2023 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего Кужбаевой А.Р.
при секретаре Батурбаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Администрации г. Сарапула об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
третьи лица: Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики,
установил:
ФИО1, в лице представителя ФИО9, обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Администрации г. Сарапула об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы в г. Сарапуле во внеочередном порядке за счет средств бюджета Удмуртской Республики (с учетом уточнений).
Свои требования мотивировала тем, что она является ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Ее мать - ФИО2, являвшаяся матерью-одиночкой, решением Сарапульского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, после чего истец воспитывалась в детском доме г. Сарапула, а затем была взята под опеку. Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по достижении 18 лет она имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Т.е. после достижения возраста 18 лет ответчики обязаны были предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Сарапуле, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Однако, в 2018 году принято решение о включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, т.к. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> проживать невозможно. Порядковый номер истца в сводном республиканском списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 2824, по г. Сарапулу – 210.
Определением судьи от 07.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО9, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в деле имеется заявление представителя истца о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г. Сарапула в судебное заседание не явился, будучи извещённым надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, суду представлено письменное возражение на иск о несогласии с исковыми требованиями, предъявленными к ним, поскольку уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики. На сегодняшний день Администрация г. Сарапула не может заключить договор найма специализированного жилого помещения, поскольку жилье предоставлено. Просит исковое заявление рассмотреть без участия представителя Администрации г. Сарапула.
Представитель ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, будучи извещённым надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Суду представлено письменное возражение на иск о несогласии с исковыми требованиями, в связи с тем что истец включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, следовательно, за ним закреплено право на однократное, безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Законом УР № 8-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.01.2018 № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. В 2020 году Минстрою УР выделено 347, 8 млн.руб. на формирование специализированного жилищного фонда, в собственность Удмуртской Республики передано 232 жилых помещения, в 2021 году - 217 жилых помещений. На 01.09.2022 Минстроем УР приобретено 124 квартиры, из них 13 квартир в г. Сарапуле. Материалами дела подтверждается, а Министерством не оспаривается статус истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 29.11.2022 Сухих А.Д. находится на 2684 месте в республиканском списке и на 201 месте по г. Сарапулу (на основании данных выборки из республиканского списка по месту предоставления жилого помещения). Понимая, что объем выделенных средств и количество приобретаемых жилых помещений не достаточны для исполнения судебных актов, Министерство обратилось в Министерство финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) с убедительной просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов. Вместе с тем, дополнительных денежных средств не выделено, в своем ответе Минфин УР лишь констатировал общую сумму выделенных средств и процент их освоения Минстроем УР. Жилое помещение будет предоставлено Сухих А.Д. в порядке очередности, в соответствии с положениями Закона УР № 8-РЗ, поскольку предоставление Сухих А.Д. жилого помещения на основании решения суда, вне зависимости от его места в очереди, повлечет нарушение прав иных лиц, которыми соблюден установленный законом порядок, но которые до настоящего времени жильем не обеспечены, несмотря на постановку в очередь раньше Сухих А.Д. В удовлетворении требований просит отказать.
Определением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 07.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд письменные пояснения, в которых просит рассмотреть дело в его отсутствие, также поясняет, что Минстрой УР не является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, таковым является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Основываясь на ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, согласно копии свидетельства о рождении №, выданному Отделом ЗАГС г. Сарапула Удмуртской Республики, ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО2, отец – ФИО4 (л.д. 7).
Согласно копии свидетельства о заключении брака I-НИ №, выданному Отделом ЗАГС Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики, ФИО5 и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, присвоена фамилия «ФИО11» (л.д. 8).
Заочным решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования Администрации <адрес> в интересах ФИО3 и ФИО3 к ФИО2 о лишении родительских прав и взыскании алиментов.
Решением постановлено: «Лишить ФИО2, 1980 года рождения, родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Передать несовершеннолетних детей на попечение органа опеки и попечительства <адрес>» (л.д. 9-10).
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над ФИО3 (л.д. 11)
Из сообщения Министерства образования и науки Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, принято решение об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л.д. 12).
Из сообщения Министерства образования и науки Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, принято решение; о включении в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (л.д. 13).
Из сообщения Управления социальной защиты населения Удмуртской республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО3, следует, что в настоящее время порядковый номер ФИО3 в сводном республиканском списке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике - 2824, в том числе по <адрес> - 210. Управление является уполномоченным органом по формированию республиканского списка. Полномочия по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, сохраняются Минсоцполитики УР (л.д. 13 оборот).
Из ответа начальника отдела социальной защиты населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 (ранее ФИО12) А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, была включена в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республики, на основании решения Комиссии Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) (л.д. 23).
Управлением по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, Министерству образования и науки Удмуртской республике рекомендовано принять решение о включении несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, по следующим основаниям: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как одинокая мать, ФИО2, 1980 года рождения, лишена родительских прав, на основании заочного решения Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ; на основании постановления Администрации МО «<адрес>» № от, ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО3 по договору о приемной семье» законными представителями несовершеннолетней являются ФИО6 и ФИО7; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>; согласно информации Сарапульского филиала ГУП УР «Удмуртский республиканский; центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» регистрация прав недвижимое имущество осуществлялась предприятием до ДД.ММ.ГГГГ; согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике у несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, отсутствуют в собственности жилые помещения; согласно сведениям Управления имущественных отношений <адрес> несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося объектом муниципальной собственности, право пользования которым имеют 5 человек, включая несовершеннолетнюю; Министерством образования и науки Удмуртской Республики на основании заключения управления по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и представленных документов принято решение об установлении факта невозможности проживания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л.д. 24).
Согласно ответу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимости.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее – Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения лицу, включенному в Список.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, за исключением полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган). Согласно ч. 1 ст. 7 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение предоставляется лицу, указанному в ст. 2 настоящего Закона и включенному в республиканский список.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (п. 7).
Аналогичные положения содержат статья 2 и часть 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 3).
В силу положений ч.1 ст.3 Закона Удмуртской Республики №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
Судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания, не имеет. Истец достиг 18-летнего возраста, в установленном законом порядке обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако, жилое помещение истцу не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у истца права на предоставление ему в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям <адрес> Республики и о наличии у ответчика Министерства социальной политики и труда УР обязанности по предоставлению истцу указанного жилого помещения.
Оценивая возражения ответчика Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики о том, что предоставление истцу жилого помещения на основании решения суда, обязывающего Министерство обеспечить истца жильем вне зависимости от его места в очереди, повлечет нарушение прав иных лиц, которыми соблюден установленный законом порядок, но которые до настоящего времени жильем не обеспечены, несмотря на постановку в очередь раньше истца, прихожу к следующему.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий; наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом ни ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.
Из п. 8 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) следует, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.
По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, к которой относится истец, с достижением ими совершеннолетия и не обусловливает такую обязанность очередностью. Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильём и определения объемов финансирования. Истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, - по месту жительства.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством.
Требования истца к Администрации <адрес> об обязании предоставить истцу в пользование по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес> Республики жилое помещение, суд находит не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что согласно ч.2 ст.1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, за исключением полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ, жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
Согласно ст.7 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 8-РЗ, жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в республиканский список.
Решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган в хронологическом порядке включения в республиканский список лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, с учетом места предоставления жилого помещения (населенного пункта), выбранного заявителем в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона. При наличии заявления, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Закона, жилое помещение предоставляется следующему лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона, включенному в хронологическом порядке в республиканский список, с учетом места предоставления жилого помещения (населенного пункта), выбранного заявителем в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона.
О принятом решении уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней уведомляет орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения.
Орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней в письменной форме уведомляет лицо, указанное в статье 2 настоящего Закона, о принятом уполномоченным органом решении и необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение (далее - наниматель), не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения и направляется в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня заключения.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных положений закона, только после принятия Министерством социальной политики и труда УР решения о предоставлении в пользование истцу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенно жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, Администрация <адрес> может заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сухих <данные изъяты>, к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики (ОГРН 1151840000718), Администрации города Сарапула (ИНН 1827008640) об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить Сухих <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Сарапуле Удмуртской Республики по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы.
В удовлетворении требований Сухих Александры Дмитриевны к Администрации города Сарапула о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Сарапула Удмуртской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Кужбаева
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2023 года
Председательствующий А.Р. Кужбаева