УИД:32RS0№-08
Дело № 2-528/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года п. Навля Брянской области
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Цыганок О.С.,
при секретаре Икусовой Е.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Навлинского района Брянской области Егоровской К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту интересов Макаровой С.В., несовершеннолетних Макаровой С.А., Макаров М.А., Родонежской Д.А. к администрации Навлинского района Брянской области о понуждении обеспечить земельный участок объектами электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов значительного числа граждан, в том числе несовершеннолетних, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на основании постановления администрации Навлинского района Брянской области № 557 от 19.10.2020 по заявлению Макаровой С.В. имеющей 3 детей, семье Макаровой С.В., Макаровой С.А., Макарову М.А., Родонежской Д.А., предоставлен земельный участок с кадастровым номером 32:17:0250402:52, для индивидуального жилищного строительства расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Алешинка, в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому.
Макаровой С.В. на данном земельном участке планирует осуществить строительство индивидуального жилого дома, однако на нем отсутствуют необходимые коммуникации.
По вышеуказанному земельному участку планировочная документация администрацией Навлинского района Брянской области не разработана и не утверждена, однако по действующему законодательству на данной территории предусмотрено размещение объектов инженерной инфраструктуры, а именно строительство водопроводных и канализационных сетей, распределительного газопровода, а также электрических сетей, в связи с чем данные основания делают невозможным использование земельного участка по назначению.
Однако до настоящего времени, администрацией Навлинского района Брянской области не исполнена обязанность по обеспечению инфраструктурой данного земельного участка, не организовано электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение.
На основании изложенного, прокурор с учетом уточненных требований просил суд обязать администрацию Навлинского района Брянской области в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в с. Алешинка Навлинского района Брянской области объектами электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Навлинского района Брянской области Егоровская К.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по вышеуказанному земельному участку планировочная документация администрацией Навлинского района Брянской области не разработана и не утверждена. Возражала против предоставления отсрочки исполнения заявленных требований сроком 5 лет, поскольку это нарушит права многодетных семей.
Истцы Макарова С.В., законный представитель несовершеннолетних Макаровой С.А., Макарова М.А., Родонежской Д.А. - Макарова С.В. в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, представили заявление, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, а также указали, что заявленные исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Навлинского района Брянской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, ходатайств не заявлено. Представитель ответчика – администрации Навлинского района Брянской области Сиделина Е.Ю. представила отзыв на иск, в котором указала, что в бюджете на 2020 год денежные средства для обеспечения инфраструктурой вновь выделенных многодетным семьям участков не были предусмотрены и на момент их предоставления целевые денежные средства в бюджете на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков отсутствовали. Строительство водо-, газопроводов на территории Навлинского района осуществляется исключительно в рамках федеральных и государственных программ с привлечением федеральных, областных и местных бюджетов. По причине отсутствия домовладений и постоянно проживающих жителей на данных участках электро-, газо-, водоснабжение не проводилось. За получением разрешения на строительство на указанном земельном участке в администрацию с 2020 года не обращались. Также указала, что администрация Навлинского района Брянской области признает исковые требования, однако для исполнения подобной категории дел необходимо совершить комплекс мероприятий, требующих существенных временных затрат, в частности вступление в федеральные и региональные программы с целью софинансирования, организация проведения торгов в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», просила представить администрации отсрочку исполнения решения суда по данному делу сроком на 5 лет.
Глава администрации Навлинского района Брянской области Прудник А.А. также представил отзыв на иск, в котором указал, что бюджет Навлинского муниципального района сформирован в предельно минимальном размере. Денежные средства на строительство объектов инженерно – коммунальной инфраструктуры на земельных участках, выделенных многодетным семьям, на период 2022-2024 г.г. в районном бюджете не предусмотрены. Районным бюджет является высокодотационным, дополнительных доходных источников не имеется. Выделение субсидий из областного бюджета районному бюджету на строительство объектов инженерно – коммунальной инфраструктуры на территории земельных участков, выделенных многодетным семьям, на период 2022-2024 г.г. не предусмотрено. При включении указанных инфраструктурных объектов капитального строительства в перечень объектов региональной адресной инвестиционной программы и выделении субсидий из областного бюджета районному бюджету, земельные участки будут обеспечены инфраструктурой, предварительно в период 2025-2027 г.г.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Правительства Брянской области, Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, ходатайств не заявлено.
Представитель Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области представил отзыв на иск, в котором указал, что к компетенции департамента не относятся вопросы обеспечения земельных участков объектами электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Представители третьих лиц Департамента финансов Брянской области, Департамента строительства Брянской области в суд не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Департамент финансов Брянской области представил отзыв на иск, в котором указали, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющих трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием «Навлинский район» в лице администрации Навлинского района в порядке решения вопросов местного значения. Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права многодетных семей, оформивших в собственность предоставленные им в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, несущих бремя их содержания, но не имеющих возможности использовать их для строительства жилых домов. Отсутствие финансовой возможности на выполнение возложенных законом обязанностей, не может являться основанием для освобождения администрации Навлинского района Брянской области от их исполнения.Представитель Департамента строительства Брянской области представил отзыв на иск, в котором при вынесении решения по существу полагался на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Навлинского района Брянской области Егоровскую К.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7 часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7 часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38 часть 1, статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (часть 1 и 2) и 40 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Данное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории Брянской области было реализовано путем принятия Закона Брянской области от 11.04.2011 № 28-З «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» и Закона Брянской области от 30.07.2019 № 77-З «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области».
Законом Брянской области от 11.04.2011 № 28-З «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей в собственность земельных участков в Брянской области», действующим в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Брянской области, земельных участков, собственность на которые не разграничена или находится в муниципальной собственности, в том числе, семьям, в которых родился (или был усыновлен) третий ребенок или последующие дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, местом жительства которых является Брянская область (статья 1).
Бесплатное предоставление земельных участков в собственность указанным лицам, осуществляется им для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, или личного подсобного хозяйства, или садоводства, или огородничества и дачного строительства, или животноводства, или под строительство жилого дома (статья 2).
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципальных образований Брянской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются на основании решения уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования органа муниципального образования (далее - уполномоченный орган), на территории которого находится соответствующий земельный участок (часть 1 статьи 3.2).
Формирование земельных участков (акт выбора, утверждение границ, межевание, постановка на кадастровый учет), предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, или личного подсобного хозяйства, или огородничества и дачного строительства, или животноводства, или под строительство жилого дома, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в установленном порядке, и на основании документов территориального планирования и градостроительного зонирования в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и Брянской области (часть 2 статьи 3.2).
При этом, льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, как следует из нормативных положений, не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона Брянской области № 77-З от 30.07.2019 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Брянской области в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подлежат включению в Перечень земельных участков после завершения мероприятий по обеспечению таких земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Частью 3 статьи 8 Закона Брянской области № 77-З от 30.07.2019 предусмотрено, что в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно, исполнительный орган государственной власти Брянской области формирует и утверждает перечни земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления гражданам, состоящим на учете в исполнительном органе государственной власти Брянской области до дня вступления в силу настоящего Закона, по мере обеспечения таких земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области осуществляет предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете в исполнительном органе государственной власти Брянской области в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона (часть 6 статьи 8 Закона).
Органы местного самоуправления осуществляют предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете в указанных органах до дня вступления в силу настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона (часть 7 статьи 8 Закона).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Навлинского района Брянской области № 557 от 19.10.2020 по заявлению Макаровой С.В. имеющей 3 детей, семье Макаровой С.В., Макаровой С.А., Макарову М.А., Родонежской Д.А., предоставлен земельный участок с кадастровым номером 32:17:0250402:52, площадью 1498 кв.м., с видом разрешенного использования «отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками», расположенный по адресу: Брянская область, Навлинский район, вблизи с. Алешинка, в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому бесплатно, что также подтверждается договором передачи земельного участка в собственность бесплатно № 7 от 22.10.2020 и актом приема – передачи земельного участка от 22.10.2020.
Судом установлено, что по вышеуказанному земельному участку планировочная документация администрацией Навлинского района Брянской области не разработана и не утверждена.
Представителем ответчика представлены письма главы администрации Навлинского района Брянской области в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области о включении Навлинского района в инвестиционную программу по газификации с целью обустройства газовыми сетями, в федеральную программу «Чистая вода» с целью обустройства водопроводными сетями земельных участков под индивидуальные жилищные застройки, предоставленных по социальной программе, а также в ПАО «Россети Центр» - Брянскэнерго о включении Навлинского района в инвестиционный план с целью энергоснабжения будущих жилищных застроек (№ 3276 - 3278 от 05.08.2022).
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени на спорном земельном участке отсутствует водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоотведение, в связи с чем истцы не могут осуществить строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 9 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом муниципального района наделено муниципальное образование Навлинского района.
Согласно п. 17 ст. 3 Закона Брянской области от 9 марта 2005 года № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городских, сельских поселений наделены муниципальные образования в составе территории Навлинского муниципального района: 1) Алтуховское городское поселение; 2) Навлинское городское поселение; 3) Алешинское сельское поселение; 4) Бяковское сельское поселение; 11) Синезерское сельское поселение; 12) Чичковское сельское поселение.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации.
Статья 7 ФЗ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В статье 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
В ч. 1 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 53 ФЗ № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходное обязательство - обязательство публично-территориального образования предоставить средства соответствующего бюджета.
В ст. 20 Устава муниципального образования «Навлинский район» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления Навлинского района в том числе составляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Навлинского района.
В п. 4 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Навлинский район» также к вопросам местного значения Навлинского района относится организация в границах Навлинского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления Навлинского района вправе решать на территориях сельских поселений следующие вопросы местного значения, не закреплённые за сельскими поселениями по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 8 Устава муниципального образования «Навлинский район»).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Устава муниципального образования «Навлинский район» администрация Навлинского района осуществляет полномочия администрации муниципального образования «Навлинское городское поселение» - администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района».
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального района обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что администрацией Навлинского района Брянской области на протяжении длительного времени не предприняты надлежащие меры по обеспечению необходимой коммунальной инфраструктурой спорного земельного участка, доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием в лице администрации Навлинского района Брянской области в рамках возложенных законодателем на нее соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо произвести ответчику для обеспечения земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и то, что данные мероприятия носят в соответствии с требованиями бюджетного законодательства плановый характер, финансирование работ по проектированию сетей электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, суд находит разумным установить срок для исполнения судебного акта - в течение 2 лет со дня вступления в законную силу данного решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Навлинского района Брянской области, выступающего в защиту интересов Макаровой С.В., несовершеннолетних Макаровой С.А., Макаров М.А., Родонежской Д.А. к администрации Навлинского района Брянской области о понуждении обеспечить земельный участок объектами электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения - удовлетворить.
Обязать администрацию Навлинского района Брянской области обеспечить земельный участок с кадастровым номером №52, находящийся в с. Алешинка Навлинского района Брянской области объектами электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в течение 2 лет со дня вступления в законную силу данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Цыганок
Резолютивная часть решения оглашена 05.09.2022
Мотивированное решение составлено 09.09.2022