Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-378/2022 ~ М-143/2022 от 03.02.2022

Дело № 2-378/2022

УИД: 21RS0006-01-2022-000224-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                          <адрес>

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,

при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония <данные изъяты> к Макаряну М.И. о взыскании с осужденного денежных средств, затраченных на его содержание в исправительном учреждении,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония <данные изъяты> (далее - ФКУ <данные изъяты>) обратилось в суд с иском к Макаряну М.И. о взыскании денежных средств, затраченных на его содержание в исправительном учреждении.

Требование мотивировано тем, что осужденный Макарян М.И., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ <данные изъяты>, в нарушение требований ч. 1 ст. 103 УИК РФ ДД.ММ.ГГГГ отказался от предложенной оплачиваемой работы, в результате чего при отбывании наказания в Учреждении последним не производится возмещение стоимости питания, вещевого имущества и коммунальных услуг. Макарян М.И. инвалидом не является, шестидесятилетнего возраста не достиг, по медицинским показаниям от работ не освобождался, в связи с чем обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения. По настоящее время осужденный Макарян М.И. не работает, желания к трудоустройству не изъявляет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение ответчика питанием, одеждой, коммунально-бытовыми услугами и индивидуальными средствами гигиены истцом из федерального бюджета затрачены денежные средства в размере . Денежные средства лицевом счете у осужденного Макарян М.И. отсутствуют. Со ссылкой на ч. 4 ст. 99, ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 103, ч.ч.1,2 ст. 107 УИК РФ, ст. 15 ГК РФ просит взыскать с Макаряна М.И. затраты по его содержанию в исправительном учреждении в сумме .

Истец Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония <данные изъяты> извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик Макарян М.И., участие которого в судебном заседании было обеспечено посредством использования видеоконференц-связи, исковые требования не признал. Пояснил, что в период отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ <данные изъяты> он был обучен по профессии «столяр-станочник», в отдельные периоды был трудоустроен. Подтвердил, что в ДД.ММ.ГГГГ года отказался от предложенной ему конкретной работы в швейном цеху, при этом обращался в администрацию Учреждения о трудоустройстве по обученной профессии. В связи с отказом от работы в швейном цеху был переведен на в строгие условия отбывания наказания. На его лицевой счет родственники периодически зачисляют денежные средства, которые он тратит на свои нужды.

Выслушав объяснения ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

В части 1 статьи 103 этого кодекса установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В силу ч. 6 ст. 103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 18 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Таким образом, осужденный к лишению свободы обязан трудиться, а администрация исправительных учреждений обязана организовать условия труда и предлагать соответствующую должность.

Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ приговором ВС ЧР Макарян М.И. осужден по УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты>, в <данные изъяты>. Срок отбывания наказания постановлено исчислять с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчик Макарян М.И. отбывает наказание в ФКУ <данные изъяты>.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)) (часть 2 статьи 99 УИК РФ).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства (часть 3 статьи 99 УИК РФ).

За время отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осужденный Макарян М.И. обеспечивался минимальными нормами питания, вещевым имуществом, индивидуальными средствами гигиены, пользовался услугами коммунально-бытового хозяйства исправительного учреждения, на что согласно справке исправительного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ из средств федерального бюджета Российской Федерации было израсходовано всего : на питание - , коммунально-бытовые услуги - , на индивидуальные средства гигиены - ;, задолженность по вещевому обеспечению на ДД.ММ.ГГГГ составляет (л.д. ).

Из искового заявления и материалов дела следует, что осужденный Макарян М.И. <данные изъяты>. Мер к своему трудоустройству в исправительном учреждении в целях возмещения стоимости питания, коммунально-бытовых услуг, индивидуальных средств гигиены не предпринимал, на его лицевом счету денежные средства отсутствуют, от работы, предложенной исправительным учреждением, отказался, что подтверждается рапортом начальника отряда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в осужденный Макарян М.И., ДД.ММ.ГГГГ, содержащийся в отряде жилой зоны <данные изъяты>, без уважительной причины отказался от предложенной оплачиваемой работы на производственной зоне <данные изъяты>, определяемой администрацией ИУ, тем самым нарушил п. 16, гд. 3 ПВР ИУ, ч. 1 ст. 103 УИК РФ, что на основании ч. 1 ст. 116 УИК РФ является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания (л.д.

По факту нарушения установленного порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ Макарян М.И. письменные объяснения дать отказался, отказ аргументировал тем, что не желает писать объяснение, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт (л.д. ).

На основании постановления начальника ФКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за осужденный Макарян М.И. за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в штрафной изолятор на без вывода на работу (л.д. ).

Постановлением начальника ФКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Макарян М.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. ).

Постановлением начальника ФКУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по решению комиссии ИК (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) осужденный Макарян М.И. переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания (л.д. ).

Истец, обращаясь с настоящим иском, ссылается на то, что ответчик без уважительных причин ДД.ММ.ГГГГ уклонился от работы.

Из буквального толкования части 4 статьи 99 УИК РФ усматривается, что ответственность осужденного, уклоняющегося от работы, носит ограниченный характер: во-первых, такая ответственность ограничена средствами, находящимися на лицевых счетах осужденного, а во-вторых, возмещение расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат.

Указанная позиция находит свое отражение и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 637-О-О, согласно которой в случае трудоустройства неработающих осужденных на них будет распространяться положение статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о возмещении расходов по их содержанию, а с уклоняющихся от работы осужденных расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах (часть четвертая той же статьи).

Таким образом, положения статьи 99 УИК РФ не предусматривают возможности взыскания средств, затраченных на содержание осужденного, в судебном порядке и тем более единовременно практически за весь период его нахождения в исправительном учреждении.

Статья 102 УИК РФ регламентирует вопросы привлечения осужденных к лишению свободы к материальной ответственности. Ее основанием является причинение осужденным к лишению свободы во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам.

Часть 1 статьи 102 УИК РФ определяет круг обстоятельств, в случае возникновения которых осужденные несут материальную ответственность: за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей, - в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; за ущерб, причиненный иными действиями, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с гражданским законодательством материальная ответственность любого лица возникает за вред, причиненный виновными неправомерными действиями (бездействием).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Сведений о том, что Макарян М.И. своими виновными противоправными действиями причинил материальный ущерб государству или физическим и юридическим лицам, материалы дела не содержат.

Из вышеприведенных положений части 4 статьи 99 УИК РФ ответственность осужденного, уклоняющегося от работы, носит ограниченный характер: во-первых, такая ответственность ограничена средствами, находящимися на лицевых счетах осужденного, а во-вторых, возмещение расходов производится ежемесячно в пределах фактических затрат. При отсутствии средств на лицевом счете осужденного возможность возмещения указанных расходов исключается, так как ни УИК Российской Федерации, ни иным законодательством не предусматривает возможности взыскания средств, затраченных на содержание осужденного, в судебном порядке и за счет иного имущества осужденного, в том числе и к осужденным, уклоняющимся от работы.

При таких обстоятельствах отказ от работы без уважительных причин нельзя расценивать как основание гражданско-правовой ответственности осужденного в размере фактически понесенных на его содержание расходов за время отбывания наказания в учреждении.

Несение расходов на содержание осужденного к лишению свободы не зависит от отношения осужденного к труду и в этом смысле такие расходы не могут быть квалифицированы как убытки, вызванные отказом от работы без уважительных причин.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ <данные изъяты> к Макаряну М.И.

Аналогичные правовые позиции изложены в определениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции, в частности, в определениях от ДД.ММ.ГГГГ по делу , от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Исправительная колония <данные изъяты> к Макаряну М.И. о взыскании денежных средств, затраченных на содержание осужденного в исправительном учреждении, в размере отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через К. районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                        А.М. Ефимова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-378/2022 ~ М-143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное казенное учреждение "ИК-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю"
Ответчики
Макарян Максим Игоревич
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Ефимова Алина Михайловна
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
03.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2022Передача материалов судье
09.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2022Предварительное судебное заседание
01.04.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
06.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2022Дело оформлено
11.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее