Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2021 г. г. Нижний Тагил
Нижнетагильский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Вяльцина А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда Питилимовым М.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, с участием военного прокурора военной прокуратуры гарнизона Черказюка А.С., представителя ответчика Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Ковалевой О.Ю., рассмотрев гражданское дело № 2-6/2021 по исковому заявлению Бочкарёва В.В. к Федеральному казённому учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании ежемесячных выплат от утраты заработка в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. включительно единовременно в сумме 40312 рублей 17 копеек,
у с т а н о в и л:
Бочкарёв В.В. обратился в Нижнетагильский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать в свою пользу с Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ВВО») ежемесячные выплаты от утраты заработка в возмещение вреда здоровью за период с 01 января по 30 июня 2020 г. включительно единовременно в сумме 40312 рублей 17 копеек.
В обоснование заявленного требования Бочкарёв в исковом заявлении отметил, что в период с 28 ноября 2002 г. по 29 мая 2004 г. он проходил срочную военную службу в войсковой части № и 6 ноября 2003 г. получил травму, в связи с чем, ему бессрочно установлены с 01 сентября 2010 г. вторая группа инвалидности и с 17 августа 2010 г. степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 60%.
По решению Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2020 г. с войсковой части № в его пользу взысканы ежемесячные выплаты от утраты заработка за период с 01 июля по 31 декабря 2019 г. в сумме 38605 рублей 95 копеек, из которой 169 рублей 17 копеек доплата за 2 квартал 2019 г. При этом ежемесячная выплата от утраты заработка на декабрь 2019 г. составила 6406 рублей 13 копеек. Произведя расчет, полагает, что в связи с повышением величины прожиточного минимума в 1 и 2 кварталах 2020 г., ежемесячная выплата должна составлять 6525 рублей 62 копейки и 6911 рублей 77 копеек, соответственно, а всего взысканию за указанный период подлежит сумма 40312 рублей 17 копеек.
При рассмотрении предыдущего гражданского дела ему стало известно, что являвшаяся самостоятельным юридическим лицом войсковая часть № прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения и её правопреемником стало юридическое лицо ФКУ «ОСК ВВО», что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, поэтому Бочкарёв просил взыскать причитающиеся ему деньги с названного учреждения.
Кроме того истец просил взыскать в его пользу почтовые расходы по направлению ответчику копии искового заявления ценным письмом.
Истец Бочкарев, а также его представитель Бочкарев М.А., каждый в отдельности, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, прислав заявление с просьбой провести его без их участия, при этом на заявленных требованиях истец настаивал.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК ВВО» Ковалева О.Ю., подтвердив факт того, что названное учреждение является правопреемником войсковой части №, просила в удовлетворении исковых требований отказать, мотивировав свою позицию тем, что перечисление ежемесячных выплат от утраты заработка в компетенцию ФКУ «ОСК ВВО» не входит, поскольку оно состоит на финансовом обеспечении в Федеральном казённом учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ВВО»), которое создано для реализации государственной финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществления финансового обеспечения объединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта Российской Федерации и проводит операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
Также представитель ответчика, сославшись на п. 2 ст. 1090 Гражданского кодекса Российской Федерации, отметила, что материалы дела не содержат доказательств наличия у него в настоящее время 1 группы инвалидности, что было отражено в первоначальном судебном решении, и он не трудоустроен.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» в суд не прибыло, при этом его представитель по доверенности Гаевой А.А. ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия, представил возражения, в которых также просил в удовлетворении иска отказать, указав, что данное учреждение не является правопреемником денежных обязательств обслуживаемых воинских частей (организаций) и вышестоящим органом военного управления для них, поэтому не может нести ответственность за действия должностных лиц и воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение. Юридическое лицо ФКУ «ОСК ВВО», которое будучи правопреемником войсковой части №, отвечает по своим обязательствам, денежными средствами, находящимися на его лицевом счете, и именно указанное юридическое лицо в силу ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должно индексировать своим приказом причитающиеся периодические платежи истцу.
Заслушав представителя ответчика, исследовав возражения представителя третьего лица на его стороне, имеющиеся в деле доказательства и оценив их в совокупности, а также заслушав заключение военного прокурора Черказюка, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ.
П. 1 ст. 1085 ГК РФ определено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок, который он имел, либо определенно мог иметь.
Как следует из п. 1 ст. 1086 ГК РФ, размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности.
Решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2020 г. в пользу Бочкарёва с войсковой части № взысканы в счёт ежемесячного возмещения вреда от утраченного заработка за период с 01 июля по 31 декабря 2019 г. единовременно 38605 рублей 95 копеек, из которых 169 рублей 17 копеек – доплата за 2 квартал 2019 г. Исполнение решения суда предписано произвести с лицевого счета Филиала № 1 Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».
В основу названного решения суда было положено решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 06 июня 2006 г., согласно которому войсковая часть № была признана виновной в том, что истец получил травму при исполнении обязанностей военной службы, в результате виновного бездействия ответчика, не создавшего здоровых и безопасных условий для прохождения гражданином военной службы, допустившего выполнение Бочкарёвым строительных работ по демонтажу зданий, не предусмотренных договором, и не проконтролировавшего надлежащее исполнение должностных обязанностей К.А.В. совершившим преступление, предусмотренное статьёй 293 УК РФ, вина которого в причинении травмы Бочкарёву также была установлена судом. Этим же решением в пользу Бочкарёва взыскано с войсковой части № в счет возмещения вреда, причиненного здоровью истца утраченный среднемесячный заработок в период с 30 мая 2004 г. по 21 апреля 2006 г.
Определениями Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 01 февраля 2008 г., а также от 14 октября 2010 г. была произведена замена должника по решениям суда о взыскании в пользу Бочкарёва денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, с войсковой части № на войсковую часть №, а в последующем на войсковую часть №.
Заключением судебно-медицинской экспертизы от 26 июля 2011 г. № 260 определено, что утрата профессиональной трудоспособности у Бочкарёва по последствиям травмы от 06 ноября 2003 г. составляла и составляет с 17 августа 2010 г. – 60%, переосвидетельствованию он не подлежит, и с этого же числа ему бессрочно установлена 2 группа инвалидности.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 ст. 61 ГПК РФ определено, что обстоятельства, установленные, вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку заключением судебно-медицинской экспертизы Бочкарёву установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 60 %, в результате полученной им 06 ноября 2003 г. травмы, а ответственность войсковой части 11715 в причинении вреда здоровью истцу уже установлена решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 06 июня 2006 г., на основании статей 1064, 1084 и 1085 ГК РФ, военный суд приходит к выводу, что Бочкарёв имеет право на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, в размере 60% от утраты профессиональной трудоспособности.
В силу п. 1 ст. 1093 ГК РФ, в случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.
Первоначально причиненный Бочкарёву вред здоровью возмещался войсковой частью №, потом её правопреемником войсковой частью №, а затем войсковой частью №, на чьём финансовом обеспечении состояла предыдущая воинская часть.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 07 января 2021 г. № ЮЭ9965-21-545169 подтверждается, что войсковая часть № являлась правопреемником войсковой части № (пункты 48-67 выписки), с 29 июля 2019 г. прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения (пункты 22-25 выписки) и её правопреемником стала ФКУ «ОСК ВВО» (пункты 68-71 выписки).
Такие же данные о войсковой части № содержатся в выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ФКУ «ОСК ВВО» от 07 января 2021 г. № ЮЭ9965-21-5453147 (пункты 306-309 выписки).
Сама реорганизация была произведена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 01 февраля 2018 г. № 53.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Учитывая изложенное, военный суд считает необходимым возложить обязанность по возмещению вреда здоровья истца именно на ФКУ «ОСК ВВО».
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, довод представителя ответчика Ковалевой о том, что в компетенцию ответчика перечисление ежемесячных выплат от утраты заработка в компетенцию не входит, поскольку оно состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по ВВО», является несостоятельным и отвергается судом.
Ввиду того, что по заключению указанной выше экспертизы утрата профессиональной трудоспособности Бочкарева по последствиям травмы от 06 ноября 2003 г. с 17 августа 2010 г. составляет 60% бессрочно и с этого же числа ему также бессрочно установлена 2 группа инвалидности, каких-либо иных доказательств того, что последнему сохранена группа инвалидности и он в настоящее время трудоустроен, в данном случае не требуется, в связи с чем, вопреки мнения представителя ответчика, отсутствуют основания для уменьшения размера возмещения в соответствии с п. 2 ст. 1090 ГК РФ.
В соответствие со ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.
Согласно ст. 1091 ГК РФ, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 5 Областного закона Свердловской области «О прожиточном минимуме в Свердловской области» определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области, за исключением случая, предусмотренного в п. 3 настоящей статьи, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13 февраля 2020 г. № 69-ПП, на 4 квартал 2019 г. в расчёте на душу населения установлена величина прожиточного минимума 10186 рублей в месяц.
В свою очередь постановлениями Правительства Свердловской области от 14 мая 2020 г. № 299-ПП и от 23 июля 2020 г. № 492-ПП, величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в Свердловской области на 1 и 2 квартал 2020 г. составляет 10376 рублей и 10990 рублей, соответственно.
При этом по последнему решению Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2020 г. ежемесячная выплата от утраты заработка на декабрь 2019 г. составляла 6406 рублей 13 копеек.
Принимая во внимание перечисленные данные, размер ежемесячного утраченного заработка в 1 квартале 2020 г. составляет 6525 рублей 62 копейки (10376/10186*6406,13), а всего за указанный квартал – 19576 рублей 86 копеек (6525,62*3).
Во 2 квартале 2020 г. размер ежемесячного утраченного заработка равняется 6911 рублям 77 копейкам (10990/10376*6525,62), а всего за названный квартал – 20735 рублям 31 копейке (6911,77*3).
Таким образом, суд находит представленный истцом расчет верным и полагает необходимым иск Бочкарёва удовлетворить и взыскать в его пользу с ответчика ФКУ «ОСК ВВО» ежемесячные выплаты от утраты заработка в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. включительно, единовременно в сумме 40312 рублей 17 копеек (19576,86 + 20735,31).
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых, согласно ст. 94 ГПК РФ, относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Как следует из приложенной к исковому заявлению квитанции и описи вложения, истец Бочкарёв направил ответчику ФКУ «ОСК ВВО» копию иска посредством почтовой связи, на что потратил денежную сумму 210 рублей 04 копейки.
Поскольку иск Бочкарёва удовлетворен, понесенные им почтовые расходы по направлению копии иска, подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 98, 194 - 199 ГПК РФ, военный суд
р е ш и л:
иск Бочкарёва В.В. к Федеральному казённому учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о взыскании ежемесячных выплат от утраты заработка в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. включительно единовременно в сумме 40312 рублей 17 копеек, удовлетворить.
Взыскать в пользу Бочкарёва Б.В.В. с Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ежемесячные выплаты от утраты заработка в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. включительно, единовременно в сумме 40312 (сорок тысяч триста двенадцать) рублей 17 копеек.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу Бочкарёва Б.В.В. понесенные им почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела, в размере 210 (двести десять) рублей 04 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Нижнетагильский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья Нижнетагильского
гарнизонного военного суда А.Г. Вяльцин