Дело № 2-702 / 2019г.
УИД 43RS0010-01-2019-000903-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2019 года г.Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутергиной Л.Д. к администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками,
УСТАНОВИЛ:
Кутергина Л.Д. обратилась в суд с иском к администрации Сосновского городского поселения о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками. В обосновании требований указала, что на основании договора купли-продажи от 19.09.2003г. она является собственником земельного участка общей площадью 755 кв.м с кадастровым номером № 43:07:010121:0029, расположенного по адресу: <адрес>, а также собственником 3/4 долей жилого дома общей площадью 18,9кв. м, расположенного на данном земельном участке. 25.04.2013г. она по договору купли-продажи приобрела еще 1/4 доли в праве собственности на выше указанный дом и стала единоличным собственником.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.06.2013г. за ней зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 18,9 кв.м., инв. №, литер А,а,а1, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, кадастровый №.
В связи с тем, что указанный дом был построен в 1965г. и стал непригодным для проживания, истцом было принято решение о сносе старого дома и постройке нового. Новый дом возведен без получения разрешения на строительство.
Согласно техпаспорта от 26.02.2019г. на жилой дом, площадью 20,2кв.м. (литер Б), у дома имеется жилой пристрой (Б1), общей площадью 62 кв.м., крытый двор (Г1), сарай (Г2), предбанник (Г3), баня (Г4), общая площадь всех частей указанного дома составляет 82,2 кв.м.
Новый жилой дом построен с соблюдением технологических процессов, из пригодных для строительства материалов и конструкций, не нарушает прав и интересов граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
13.03.2019г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, поскольку расстояние от выступающей части дома до забора составляет 0,80м. Однако, получила отказ.
Старый дом, площадью 18,9кв. м. 28.03.2019г. снят с кадастрового учета, государственная регистрация права собственности на указанный дом прекращена.
Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом, площадью 20,2кв.м., и жилой пристрой, площадью 62кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Кутергина Л.Д. не явилась. Ранее, участвуя в предварительном судебном заседании, Кутергина Л.Д. просила рассмотреть дело без ее участия, на исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что дом по адресу : <адрес>, был построен ее родителями за счет собственных средств. Потом отец начал строить летний домик, получил на это разрешение, но оформить его не успел. Дом фактически достроила она и муж. Никому из соседей вновь построенный дом не мешает, не угрожает их жизни и здоровью. Просила признать за ней право собственности на жилой дом, площадью 20,2кв.м., и жилой пристрой, площадью 62 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика – администрации Сосновского городского поселения – в судебное заседание не явился. От главы администрации Саитова Н.Г. в суд поступил отзыв, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, указал, что возражений относительно заявленных требований Кутергиной Л.Д. не имеет. (л.д.32).
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Кировской области - Егорова А.Б., в судебное заседание не явилась. Представила отзыв, в котором указала, что по сведениям ЕГРН за Кутергиной Л.Д. 24.10.2003г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 755 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Также за истцом был зарегистрирован индивидуальный жилой дом площадью 18,9, статус «архивный», дата снятия с учета 28.03.2019г. Право собственности на жилой дом за Кутергиной Л.Д. погашено на основании заявления о внесении в ЕГРН записи о прекращении права от 13.03.2019г. и на основании акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости от 06.03.2019г. Просила рассмотреть дело без участия представителя ЕГРН. (л.д.34-36).
Третье лицо – Дёмин А.Н. – в судебное заседание не явился. Ранее, участвуя в предварительном судебном заседании, суду пояснил, что живет по соседству с Кутергиной Л.Д. ( в <адрес>) более 30 лет. Вновь построенный жилой дом и пристрой, ему не мешают, его прав не нарушают, угрозы жизни и здоровью не создают. В связи с чем не возражал против удовлетворения иска.
Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статья 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что Кутергина Л.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером № № 43:07:010121:29, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – индивидуально-жилищное строительство, площадью 755кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Также согласно сведений Росреестра Кутергиной Л.Н. принадлежал на праве собственности жилой дом, 1965 года постройки, общей площадью 18,9 кв.м., расположенный на выше указанном земельном участке по адресу: <адрес>. 28.03.2019г. дом снят с регистрационного учета, как объект прекративший существование.
Согласно адресной справке МО МВД России «Вятскополянский» от 10.07.2019г. № 623 Кутергина Л.Д. зарегистрирована по указанному выше адресу с 13.02.2012г. (л.д.26).
На принадлежащем истцу земельном участке по адресу: <адрес>, Кутергина Л.Н. в 2012г. за свой счет без оформления разрешительной документации, возвела жилой дом с пристроем, общей площадью 82,2 кв.м, из которой общая площадь жилого дома составляет 20,2кв.м., жилого пристроя – 62 кв.м., что подтверждается техническим паспортом. (л.д.12-15).
Из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области от 28.03.2019г. следует, что Кутергиной Л.Д. невозможно предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым №, с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство» в <адрес> (территориальная зона Ж.1 – Зона усадебной (коттеджной) застройки с одно-двухквартирными домами с приусадебными участками) в части установления минимального расстояния от границы земельного участка, так как индивидуальный дом уже построен. (л.д.16).
Согласно уведомления администрации <адрес> от 12.04.2019г. №-RU№ построенный объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, не соответствует градостроительным нормам, поскольку минимальные отступы от границы земельного участка до построенного объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют установленным предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства объектов капитального строительства. (л.д.17).
Согласно экспертного заключения №-Д филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в <адрес> от 17.06.2019г. жилой дом по адресу: <адрес>, не соответствует СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» пункту 3.9, поскольку вход в санузел осуществляется из кухни и жилых комнат, что является нарушением п.3.9. (л.д.24)
Таким образом, исходя из указанных выше обстоятельств, суд пришел к выводу, что истцом построен жилой дом и жилой пристрой на земельном участке, отведенном для этих целей в соответствии с видом разрешенного его использования и без нарушений правил целевого использования земли. Строительство жилого дома произведено в отсутствие разрешения на строительство и минимальный отступ (1м. от границы земельного участка до дома) не выдержан, что фактически не соответствует градостроительному регламенту. Также нарушен и п. 3.9 СанПиН. (вход в санузел осуществлен из комнат и кухни).
Вместе с тем, несоответствие объекта недвижимости указанным выше требованиям, не может являться безусловным основанием для его сноса поскольку, в соответствии с положениями ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу только в том случае, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кутергиной Л.Д. удовлетворить.
Признать за Кутергиной Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, право собственности на жилой дом, общей площадью 20,2 кв.м., и жилой пристрой, общей площадью 62 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 43:07:010121:29, по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для подготовки техплана, кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом с пристроем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья - Л.И.Колесникова.
СПРАВКА:
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019 года.
Судья- Л.И.Колесникова.