89RS0004-01-2024-001579-37
Дело № 2-1691/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре судебного заседания Романцове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новый Уренгой, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Сатуевой Фатиме Хусейновне о возложении обязанности,
установил:
Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц с иском к Сатуевой Фатиме Хусейновне (далее по тексту также – Сатуева Ф.Х., ответчик) о возложении обязанностей. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки в отношении субъекта хозяйственной деятельности (<данные изъяты>), установлены нарушения требований о пожарной безопасности, а именно в нарушение п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии; в нарушение п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 резервное питание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии; в нарушение п. 3 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденный приказом от 12 декабря 2007 года № 645; п. 7 Приложения № 1 Приказ МЧС России от 18 11.2021 N 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» не предоставлены документы, подтверждающие обучения мерам пожарной безопасности; в нарушение п. 60 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, в специальном журнале произвольной формы; в нарушение ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6 ст. 89 ФЗ № 123-ФЗ от 20.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; раздел 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 9.3.9.4 п. 9.3.9.6 ГОСТ 34428-2018 «Межгосударственный стандарт. Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия», план эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов (по факту план эвакуации не соответствует необходимым размерам, отсутствуют обозначения первичных средств пожаротушения); в нарушение п. 42 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; ст. 4, п.1 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 6.24 СП 7.13130.2013; п. 2.2.6. ГОСТ 12.4.009-83 не выполнена блокировка управления системы вентиляции, обеспечивающая автоматическое отключение при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; п. 48 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на фасаде здания не вывешены указатели местонахождения ближайших источников противопожарного водоснабжения; в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности» не обеспечивается дублирование светового и звукового сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; в нарушение ст. 4, ст. 6, ч. 6 ст. 134 табл. 28 Федерального закона от дд.мм.гггг № 123-ФЗ в тамбуре коридора эвакуационного выхода для отделки потолка применяется обои, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности не предоставлен; в нарушение п. 84 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в номерах общежития отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; в нарушение п. 84 постановления Правительствам РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» не организовано ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в общежитие с правилами пожарной безопасности; в нарушение ст. 4, ст. 6, ч. 6 ст. 134 табл. 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в зале для обслуживания посетителей для отделки потолка применяются обои, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности не предоставлен. Указанный объект защиты является местом с массовым пребыванием людей. Указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий. Прокурор города Новый Уренгой просит возложить на ответчика обязанность по устранению указанных недостатков, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Новый Уренгой Куруч Ю.Н. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нём доводам.
В судебное заседание ответчик Сатуева Ф.Х. не явилась, извещена своевременно надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представила, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла, о причине неявки суд не уведомила.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО Медведев Н.Ю., действующий на основании письменной доверенности № 215 от 24.01.2023 г., исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Суд, в порядке ст. 233 ГПК РФ, полагает возможным, с согласия представителя истца, третьего лица рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правоотношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 вышеуказанного Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона № 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 41 ст. 2 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности также содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
По смыслу данных норм собственник имущества не освобождается от необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в соответствующих помещениях, проявления должной степени заботливости и осмотрительности в отношении принадлежащего ему имущества.
Из приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что собственники помещений несут бремя содержания этих помещений, которое включает обязанность соблюдать требования пожарной безопасности и в случае необходимости принимать меры по разработке специальных технических условий и согласованию их с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. ст. 4, 6, 52 Закона № 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара обеспечиваются с помощью применения объемно-планировочных решений и средств, способствующих ограничению распространения пожара за пределы очага, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Из материалов гражданского дела следует, что 29.11.2023 г. ОНДиПР по г. Новый Уренгой ГУ МЧС России по ЯНАО проведен внеплановый инспекционный визит в соответствии с решением заместителя начальника ОНДиПР по г. Новый Уренгой ГУ МЧС России по ЯНАО.
Согласно акта внепланового инспекционного визита <суммы изъяты>-В/АИВ от дд.мм.гггг, проверка проведена в отношении объекта: кафе <данные изъяты>», расположенное по адресу <адрес>.
Судом установлено, и следует из материалов гражданского дела, что при проведении внеплановой выездной проверки выявлено следующее: в нарушение п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии; в нарушение п. 54 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 резервное питание автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии; в нарушение п. 3 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденный приказом от 12 декабря 2007 года № 645; п. 7 Приложения № 1 Приказ МЧС России от 18 11.2021 N 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» не предоставлены документы, подтверждающие обучения мерам пожарной безопасности; в нарушение п. 60 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, в специальном журнале произвольной формы; в нарушение ст. 4, п. 1 ч. 1 ст. 6 ст. 89 ФЗ № 123-ФЗ от 20.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; раздел 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 9.3.9.4 п. 9.3.9.6 ГОСТ 34428-2018 «Межгосударственный стандарт. Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия», план эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов (по факту план эвакуации не соответствует необходимым размерам, отсутствуют обозначения первичных средств пожаротушения); в нарушение п. 42 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; ст. 4, п.1 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 6.24 СП 7.13130.2013; п. 2.2.6. ГОСТ 12.4.009-83 не выполнена блокировка управления системы вентиляции, обеспечивающая автоматическое отключение при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; п. 48 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 на фасаде здания не вывешены указатели местонахождения ближайших источников противопожарного водоснабжения; в нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не обеспечивается дублирование светового и звукового сигнала на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; в нарушение ст. 4, ст. 6, ч. 6 ст. 134 табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, в тамбуре коридора эвакуационного выхода для отделки потолка применяется обои, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности не предоставлен; в нарушение п. 84 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в номерах общежития отсутствуют планы эвакуации на случай пожара; в нарушение п. 84 постановления Правительствам РФ от 16.09.2020 № 1479 не организовано ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в общежитие с правилами пожарной безопасности; в нарушение ст. 4, ст. 6, ч. 6 ст. 134 табл. 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в зале для обслуживания посетителей для отделки потолка применяются обои, сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности не предоставлен.
Результаты проверки зафиксированы в акте внепланового инспекционного визита № <данные изъяты> от 29.11.2023 года.
Наличие указанных нарушений стороной ответчика не оспаривается, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, угрозу возникновения пожара.
Выявленные нарушения свидетельствуют не только о нарушении требований федерального законодательства, но и о нарушении прав граждан на охрану жизни и здоровья, поскольку следствием нарушения требований пожарной безопасности может быть возникновение чрезвычайных ситуаций (пожара), влекущее за собой гибель людей. Эксплуатация здания, являющегося местом массового пребывания людей, с нарушениями требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования прокурора, учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, высокий уровень социальной значимости указанных работ, суд считает необходимым согласиться с требуемым прокурором сроком, установив ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>») ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░