Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-8/2022 от 24.02.2022

Мировой судья Ганзвинд С.А.          Дело № 11-8/2022 (№ 2-2750/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2022 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи          Кунанбаевой Е.С.,

при секретаре                  Шаршовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2750/2021 по апелляционной жалобе ответчика Казанцева Сергея Александровича на решение мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 02 августа 2021 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» к Казанцеву Сергею Александровичу о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ВторГеоРесурс» обратилось к мировому судье судебного участка Змеиногорского района Алтайского края с иском к Казанцеву С.А. о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование исковых требований ООО «ВторГеоРесурс» указало, что по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края № 867/18-РО от 06 декабря 2018, ООО «ВторГеоРесурс» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик Казанцев С.А. владеет на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: Алтайский <адрес>, 6. В связи с тем, что ответчиком несвоевременно и не в полном объеме производится оплата за коммунальную услугу – обращение с ТКО за период с июля 2019 года по апрель 2021 года задолженность по оплате за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее –ТКО) составляет 4678 руб. 88 коп., пени в размере 217 руб. 92 коп.

На основании изложенного, ООО «ВторГеоРесурс» просит взыскать с ответчика Казанцева С.А. в свою пользу сумму задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по апрель 2021 года в размере 4678 руб. 88 коп., пени в размере 217 руб. 92 коп., почтовые расходы в размере 59 руб. 00 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем истца уточнены исковые требования с учетом возражений ответчика Казанцева С.А., окончательно просит взыскать с ответчика в пользу ООО «ВторГеоРесурс» сумму задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по апрель 2021 года в размере 1831 руб. 12 коп., пени в размере 129 руб. 85 коп., судебные расходы на почтовые услуги в размере 59 руб. 00 коп., по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Решением мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 02 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований ООО «ВторГеоРесурс» к Казанцеву С.А. о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворены в полном объеме. С Казанцева С.А. в пользу ООО «ВторГеоРесурс» взыскана сумма задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2019 года по апрель 2021 года в размере 1831 руб. 12 коп., пени в размере 129 руб. 85 коп., расходы по оплате государственной пошлины и подаче искового заявления в размере 400 руб. 00 коп., почтовые расходы, за услуги почтовой связи в размере 59 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе ответчик Казанцев С.А. просит решение мирового судьи судебного участка Змеиногорского района от 02.08.2021 отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не взяты во внимание значимые по делу обстоятельства, применен закон, не подлежащий применению. Он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В зимний период ответчиком услуга не оказывается, так как нет подъездных путей и нет оборудованных площадок с контейнерами для складирования ТБО, ТБО нами утилизируются самостоятельно сжигаются в домашней печи. Допрошенные в ходе судебного заседания в суде первой инстанции свидетели ФИО4 и ФИО5 подтвердили указанные им факты, кроме того пояснили, что самостоятельно вывозили ТБО и нанимали технику для вывоза. Поэтому оплата была произведена только за тот период, когда эта услуга действительно оказывалась истцом. Помимо этого, им суду были предоставлены документы, свидетельствующие о том, что его дочь ФИО6 фактически проживает и работает в городе Барнауле с 2015 года и оплата ей за ТБО производится по месту фактического проживания, указанные документы были приобщены к материалам дела, однако судом не дана правовая оценка указанным документам и начисление и взыскание произведено за трех человек, когда, как Зайцева, оплачивает указанную услугу в городе Барнауле, ей был заключен самостоятельно договор на оказание услуг по месту фактического проживания. Однако судом вынесено решение о взыскании повторного и с него, как с собственника жилого помещения, за ФИО6, которая фактически не проживает по указанному адресу.

Ответчик Казанцев С.А. и его представитель Смолина Т.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, уважительности своей неявки в суд не представили.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО «ВторГеоРесурс» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в возражении указал, что с доводами апеллянта не согласны и считают апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. В силу закона независимо от того, обращался либо нет собственник жилого помещения, дома к региональному оператору, договор с региональным оператором считается заключенным на условиях типового. Перерасчет платы за коммунальные услуги осуществляется исключительно по заявлению собственника или иного проживающего лица. Региональный оператор ведет работу по заключению договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями услуги на территории Рубцовской зоны Алтайского края, однако собственник жилого помещения по адресу <адрес> с заявками о заключении договора в письменной форме не обращался и документов, содержащих сведения о количестве лиц, зарегистрированных (проживающих фактически) в жилом помещении, региональному оператору не представлял. Согласно справки администрации Саввушинского сельсовета, предоставленной ответчиком мировому судье, в жилом помещении, располдоженном по адресу: <адрес>, зарегистрированы три человека. В связи с поступлением в адрес ООО «ВторГеоРесурс» заявления от 29.07.2021 о перерасчете платы за услугу в связи с уточнением количества постоянно проживающих лиц, начисления по указанному адресу производятся на двух человек с 29.07.2021. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не наделен полномочиями в части организации и содержания мест накопления твердых коммунальных отходов. П. 4, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 установлены рамки полномочий регионального оператора, ответственность которого наступает с момента погрузки ТКО в мусоровоз. Не предусмотрены такие полномочия и Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне от 06.12.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс». Жители улиц, на которых места накопления не созданы органами местного самоуправления или иными ответственными за это лицами, а также улиц, на которых создание мест накопления физически невозможно в силу отсутствия твердого дорожного покрытия, жители улиц, которые занесены снегом и нет возможности проезда специализированной техники и т.п., могут воспользоваться контейнерами для ТКО, установленными на близлежащих улицах, расположенных на пути следования к продовольственным магазинам, остановкам общественного транспорта, учреждениям соцзащиты, культуры, здравоохранения и т.д., и имеющих дорожное покрытие, позволяющее проезжать стандартной коммунальной технике. Кроме того, сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, строго запрещено в силу ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 транспортирование отходов на полигон также должно производиться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в соответствии с федеральным законодательством. Также для самостоятельного транспортирования отходов I-IV классов опасности на полигон требуется наличие соответствующей лицензии.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

    В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 5 ч. 2 указанной статьи данная обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и Обществом с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края №867/18-РО от 06 декабря 2018 года, ООО «ВторГеоРесурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законом основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением потребляющее коммунальные услуги; исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В силу подп. «а» п. 31, подп. «а» п. 33 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель, в свою очередь, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.16 предусмотрен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094):

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

в жилых помещениях в коммунальных домах и частных домовладений (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение).

На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - постановление №1156 от 12.11.16) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее - постановление № 354 от 06.05.2011) «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Заявка потребителя и документы, предусмотренные п. 8 (7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Согласно п. 8 (7) постановления №1156 от 12.11.16 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) постановления №1156 от 12.11.16 в установленный законом срок, договор на оказание услуг по обращению с твердым коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В соответствии с требованиями пункта 8 (17) постановления № 1156 от 12.11.16 региональный оператор выполнил свои обязательства, разместив в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте https://www.vtorgeo.com/vur-licam адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

В силу п. 8 (18) постановления № 1156 от 12.11.16 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Согласно п. 9 (1) Приложения №2 к постановлению № 354 от 06.05.2011 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, в основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов по формуле.

Согласно п. 2.5 опубликованной публичной оферты от 25.12.2018 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Змеиногорского района региональным оператором начинается с 01.01.2019.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» введено понятие «твердых коммунальных отходов», а плата за них в составе платы именно за коммунальные услуги введена с 1 января 2016 года частью 4 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ч. 20 ст. 12 последнего (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 года № 486-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года. Аналогичное положение предусмотрено и ч. 8 ст. 23 приведенного выше Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. в силу ч. 6 ст. 23 которого договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 № 49, согласно которому размер тарифа для населения в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 составил 545,95 руб./м3.

С 01 января 2020 года в соответствии с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2019 № 566 тарифа для населения составляет 530,72 руб./м3.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2020 № 499 установлен тариф на услугу регионального оператора для населения на 2021 год и составляет 530,72 руб./м3.

Также установлен норматив в размере 0,121 м3 в месяц на одного проживающего для индивидуальных жилых домов на территории Алтайского края (решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215).

Казанцев С.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставленной ООО «ВторГеоРесурс».

Согласно представленных поставщиком коммунальной услуги уточненных расчетов, имеет задолженность за предоставленную услугу за период с июля 2019 г. по апрель 2021 г. в размере 1831 руб. 12 коп., пени в размере 129 руб. 85 коп., указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждены письменными материалами дела, в том числе сведениями системы спутниковой навигации.

В соответствии с пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитываются с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с ч.1,2 ст.153 Жилищного кодекса РФ наниматели, собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст.169 Жилищного кодекса РФ.

Часть 3 ст.154 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 Гражданского кодекса РФ).

В силу п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 86 постановления от 06.05.2011 № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно п.п. «д» и «е» п.4 настоящих Правил.

В соответствии с п.91 указанного постановления перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Истцом произведен расчет задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом количества проживающих по адресу: <адрес>, исковые требования уточнены. Судьей расчет проверен, является верным.

01.02.2021 мировым судьей судебного участка Змеиногорского района Алтайского края было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с ответчика в пользу ООО «ВторГеоРесурс» задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), по причине поступления от должника возражения, относительно исполнения судебного приказа.

Именно на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Несанкционированное складирование, хранение и утилизация ТКО в придомовых территориях и на принадлежащих гражданам земельных участках вне установленных контейнеров, потребителям запрещается (п. 15 постановления Правительства РФ от 12.11.2018 № 1156). Кроме того доказательств самостоятельного складирования, хранения и утилизации ТКО в спорный период с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ответчик не представил.

ООО «ВторГеоРесурс» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории Змеиногорского района Алтайского края.

В соответствии с п. 14 п. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- к вопросам местного значения муниципального района относится также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 9 и 10 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации являются обязанностью администрации Змеиногорского муниципального района Алтайского края, а не регионального оператора.

Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.

Мировой судья при принятии решения также учитывала положения ст.42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные липа, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Исходя из изложенного, суд пришел обоснованно к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров, поскольку отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителя оплатить услугу, которой они пользуются.

В связи с этим заявленные исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Расчет размера задолженности судом первой инстанции проверен и обоснованно признан верным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 02 августа 2021 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» к Казанцеву Сергею Александровичу о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Казанцева Сергея Александровича – без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья      Е.С. Кунанбаева

11-8/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчики
Казанцев Сергей Александрович
Другие
Смолина Татьяна Валентиновне
Суд
Змеиногорский городской суд Алтайского края
Судья
Кунанбаева Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
zmeinogorsky--alt.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
24.02.2022Передача материалов дела судье
25.02.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
06.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Судебное заседание
22.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее