Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-763/2023 ~ М-578/2023 от 12.07.2023

Гражданское дело №2-763/2023

УИД 62RS0010-01-2023-000751-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 28 августа 2023 г.

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Шитовой Т.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Талаевой Д.А.,

с участием: представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р.,

представителя ответчиков- администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, муниципального дошкольного образовательного учреждения Новодеревенский детский сад «Колокольчик» по доверенности Ганиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-763/2023 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению Новодеревенский детский сад «Колокольчик», администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Касимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новодеревенский детский сад «Колокольчик», Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях филиалов МДОУ Новодеревенский детский сад «Колокольчик»- Крюковский детский сад, расположенный по адресу: <адрес> Ахматовский детский сад, расположенный по адресу: <адрес>

Заявленный иск мотивирован тем, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных организациях. По результатам проверки установлено, что чердачные помещения зданий Крюковского детского сада и Ахматовского детского сада не оборудованы системой пожарной сигнализации. В адрес руководителя Новодеревенского детского сада было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. На момент подачи искового заявления в суд- июль 2023 г. чердачные помещения Крюковского и Ахматовского детских садов пожарной сигнализацией не оборудованы.

Согласно п.1.6 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Новодеревенский детский сад учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование- Касимовский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области. Истец указывает, что несоблюдение требований действующего законодательства о пожарной безопасности может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, несовершеннолетних воспитанников, работников и посетителей детского сада. Непринятие надлежащих мер в сфере соблюдения противопожарных норм является не только нарушением законодательства о пожарной безопасности, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил заявленные требования и просил обязать управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования системой пожарной сигнализации чердачных помещений Крюковского и Ахматовского детских садов, обязать муниципального дошкольное образовательной учреждение Новодеревенский детский сад «Колокольчик» в течение 2 месяцев со дня поступления денежных средств оборудовать системой пожарной сигнализации чердачные помещения зданий Крюковского и Ахматовского детских садов.

Протокольным определением Касимовского районного суда от 4 августа 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.

В судебном заседании представитель истца – помощник Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р. поддержала уточненные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков- Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, муниципального дошкольного образовательного учреждения Новодеревенский детский сад «Колокольчик» по доверенности Ганина О.В. не возражала в удовлетворении заявленных требований, просила возложить обязанность по финансированию на управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района и администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

Согласно ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.4.4, 4 свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещения и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 в зданиях и сооружениях следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).

В силу подп. 2,15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с положениями п.2 ч.6 ст. 28 указанного выше Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п.8,9 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как следует из п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ муниципальный район наделен полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.6 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Новодеревенский детский сад «Колокольчик» учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование- Касимовский муниципальный район Рязанской области. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.

При этом управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области является структурным подразделением администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции администрации района в сфере образования. Согласно подп. 26, 27,34 раздела III Положения об управлении образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Управление разрабатывает предложения по формированию местного бюджета на образование и организацию предоставления образовательных услуг, участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на одного обучающегося по каждому типу образовательного учреждения; вносит предложения по совершенствованию учебно-методической и материально-технической базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений; осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств; является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Учредителем Управления является муниципальное образование Касимовский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Касимовского муниципального района Рязанской области ( п.12,12.1 раздела I Положения об управлении образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области».

Учитывая, что администрация Касимовского муниципального района Рязанской области, несмотря на делегирование полномочий учредителя Новодеревенского детского сада, является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности района суд приходит к выводу, что решение вопросов по финансированию мероприятий по приведению зданий Крюковского и Ахматовского детских садов в состояние, соответствующее требованиям пожарной безопасности, возможно лишь при непосредственном участии указанного органа.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что финансирование деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения относится к обязанностям администрации муниципального образования как учредителя, а также в силу отнесения данного вопроса к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

20 июня 2023 г. заместителем межрайонного прокурора в адрес заведующего МДОУ Новодеревенский детский сад «Колокольчик» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, согласно которому на директора детского сада возложена обязанность безотлагательно принять меры по оборудованию системой пожарной сигнализации чердачного помещения зданий Крюковского и Ахматовского детских садов.

21 июня 2023 г. заведующим МБДОУ Новодеревенский детский сад «Колокольчик» в адрес Касимовской межрайонной прокуратуры направлено сообщение, из которого следует, что в управление образования и молодежной политики направлены ходатайства о выделении дополнительных средств на оборудование пожарной сигнализацией чердачных помещений зданий Крюковского и Ахматовского детских садов.

Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы гражданского дела не представлено.

При указанных обстоятельствах, с учетом представленных материалов, суд полагает, что требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок для исполнения решения суда, суд, с учетом мнения истца, позиции ответчика, считает разумным и обоснованным определить его до 1 сентября 2024 г..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (ИНН ), муниципальному дошкольному образовательному учреждению Новодеревенский детский сад «Колокольчик» (ИНН ), администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (ИНН 6204000828) о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новодеревенский детский сад «»Колокольчик, Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области устранить требования пожарной безопасности, а именно: оборудовать чердачные помещения зданий, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> системой пожарной сигнализации.

Возложить на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области при недостаточности денежных средств у муниципального дошкольного образовательного учреждения Новодеревенский детский сад «Колокольчик», Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области обязанность по финансированию проведения указанных мероприятий.

Установить срок для исполнения решения суда – до 1 сентября 2024 г.

Решение в течение месяца с момента составления мотивированного решения в апелляционном порядке может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда с подачей жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья Т.Н. Шитова

Мотивированное решение составлено 4 сентября 2023 г.

Судья Т.Н. Шитова

2-763/2023 ~ М-578/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление образования и молодежной политики Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области
МДОУ "Новодеревенский детский сад "Колокольчик"
Администрация Касимовского муниципального района
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Шитова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
kasymovsky--riz.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
18.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2023Судебное заседание
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее