Судья: Фомина И.А. адм. дело N 33а-14162/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шилова А.Е. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Латыповой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 августа 2016 года которым признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самары от 28.04.2016 №РД-340 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На Департамент градостроительства городского округа Самары возложена обязанность возобновить работу по заявлению Новикова Е.Н. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и по утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 299 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и сообщить об исполнении настоящего решения административному истцу в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара Кремневой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Новикова Е.Н. – Меняева А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Новиков Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 300 кв.м по адресу: <адрес> Для оформления в собственность прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м через процедуру перераспределения 21 апреля 2016 года Новиков Е.Н. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с соответствующим заявлением. Распоряжением №РД-340 от 28 апреля 2016 года в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по причине того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, разработана с нарушением требований ст.11.9 Земельного кодекса РФ. Считает отказ незаконным, свои права нарушенными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений Новиков Е.Н. просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары от 28.04.2016 №РД-340 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; возложить на Департамент обязанность возобновить работу по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и по утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 299 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и сообщить об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 110-114).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 115-122).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ влечет отмену решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Новиков Е.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>
21 апреля 2016 года Новиков Е.Н. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена – земельного участка, площадью 299 кв.м, расположенного по вышеназванному адресу, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности, приложив схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара №РД-340 от 28 апреля 2016 года в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что представленная схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, предусмотренным градостроительным регламентом зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4), утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года №61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» для территории, на которой расположен образуемый земельный участок.
Удовлетворяя требования Новикова Е.Н. районный суд указал на то, что в оспариваемом распоряжении отсутствует указание на основания для отказа, исходя из перечня установленных законом оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Суд, сославшись на положения пунктов 1, 2 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок сформирован с учетом фактического землепользования в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице. Также суд принял во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Новикову Е.Н. на основании договора купли-продажи от 19 декабря 1996 года, кроме того он же, на основании договора аренды от 30 декабря 2012 года являлся арендатором земельного участка, площадью 176 кв.м, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>.
По мнению суда, перераспределение земельных участков, о которых заявлено административным истцом, не приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения не основаны на законе.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).
В силу п. п. 3 и 4 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из положений статьи 30 ГрК РФ усматривается, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 ГрК РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которыми предусмотрено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с нормативами и стандартами, установленными уполномоченными органами в целях обеспечения безопасности жизни, деятельности и здоровья людей, надежности сооружений, сохранения окружающей природной и культурно-исторической среды, иными обязательными требованиями. Применительно к каждой территориальной зоне ст. 30 указанных Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует, в том числе градостроительному регламенту (ст. 3 Правил).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами участвующими в деле не оспаривается, что испрашиваемый Новиковым Е.Н. земельный участок, площадью 299 кв.м, согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, расположен в зоне многоэтажной жилой застройки 5 - 16 этажей (Ж-4).
Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Размещение таких объектов допускается в иных зонах, в частности в зоне Ж-1 - зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами.
Таким образом, перераспределение земельного участка, площадью 300 кв.м с видом разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», принадлежащего Новикову Е.Н. на праве собственности и испрашиваемого земельного участка, площадью 299 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, относящегося к зоне Ж-4 приведет к принадлежности образованного земельного участка к разным территориальным зонам, что противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из изложенных норм права следует, что в случае расположения исходного и испрашиваемого земельного участка в разных территориальных зонах уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В этой связи отказ ответчика в заключении данного соглашения правомерен, и оснований для признания его незаконным не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе и физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого Новиковым Е.Н. распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара 28 апреля 2016 года №РД-340 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку не соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ.
При данных обстоятельствах, когда отсутствует указанная выше совокупность условий для признания оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара незаконным, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что Новиков Е.Н. не лишен права повторно обратиться в орган местного самоуправления с указанными требованиями с учетом внесенных изменений в Правила застройки и землепользования по границам территориальных зон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 августа 2016 года удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 августа 2016 года о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самары от 28 апреля 2016 года №РД-340 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности возобновить работу по заявлению Новикова Е.Н. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и по утверждению схемы расположения земельного участка общей площадью 299 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Новиковым Е.Н. требований отказать в полном объеме.
Председательствующий –
Судьи –