Дело № 2-3604/2023
34RS0005-01-2023-004960-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 26 декабря 2023 г.
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Данковцевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Собиной А.В.,
с участием:
представителя истца Шадриной М.С. по доверенности – Володиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шадриной Марины Сергеевны к муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Шадрина М.С. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована и проживает в <адрес>. Указанная квартира находится в муниципальной собственности и была предоставлена её матери ФИО5 на основании ордера. В настоящее время ордер на вселение утерян. После смерти ДД.ММ.ГГГГ её матери – ФИО5 в целях переоформления лицевого счета она обратилась в МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политике» с заявлением о заключении договора социального найма, в чем ей было отказано в связи с отсутствием ордера на жилое помещение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать за ней право пользования жилым помещением, общей площадью 30,9 кв. м, жилой площадью 18,2 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма, указав в качестве члена ее семьи несовершеннолетнюю дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определением суда от 20 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.
В судебное заседание истец Шадрина М.С. не явилась, извещена надлежащим образом, оформила доверенность на представителя.
Представитель истца Шадриной М.С. – Володина Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика - МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политике» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, возражений по существу исковых требований не предоставил.
Представитель ответчика – администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, возражений по существу исковых требований не предоставил.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признан утратившим силу с 01 марта 2005 г.
На основании статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, действовавшей на момент вселения истца в спорное жилое помещение, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый уполномоченным исполнительным органом государственной власти на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании стати 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
По смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи, основанием для возникновения права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов по договору социального найма выступают два юридических факта - принятие решения о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма жилого помещения, причем принятие решения о предоставлении жилого помещения порождает обязанность заключить договор социального найма.
Несоблюдение письменной формы договора социального найма между наймодателем и лицом, в отношении которого состоялось решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований жилищного законодательства, не может являться основанием для вывода о том, что у такого лица не возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, поскольку подтверждением заключения договора социального найма могут служить различные письменные доказательства. К числу таких доказательств относится, в частности, открытие вселившемуся лицу лицевого счета для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
На основании части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ранее действовавшей статьи 44 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <адрес>, расположенная в <адрес>, на основании ордера была предоставлена матери истца Шадриной М.С. – ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.
После смерти ФИО5 истец Щадрина М.С., как член семьи умершего нанимателя квартиры, стала открыто владеть и продолжать использовать жилье по его целевому назначению, выполнять обязательства по оплате коммунальных услуг, содержать, обслуживать и поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, принимать меры по его сохранности и защите от посягательств или притязаний третьих лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Таким образом, в судебном заседании факт проживания Шадриной М.С. в спорном жилом помещении нашел свое подтверждение.
Из материалов дела следует, что в <адрес> значится зарегистрированной истец Шадрина М.С. с ДД.ММ.ГГГГ
В квартире ранее были зарегистрированы по месту жительства ФИО5, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, которая снята с регистрационного учета по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, и по месту пребывания ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Также в квартире зарегистрирована ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Между тем при обращении Шадриной М.С. в МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политике» с заявлением о заключении договора социального найма сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием документов, послуживших основанием для её вселения в квартиру.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, учитывая пояснения представителя истца, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца Шадриной М.С. о признании за ним права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, поскольку истец в установленном законом порядке была вселена и проживает в спорной квартире.
Принимая во внимание, что в отношении спорной квартиры истец несет расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, то само по себе отсутствие подлинника ордера в отношении спорного жилого помещения в настоящее время не может быть принято в качестве основания для отказа в заключении договора социального найма.
При этом отсутствие сохранившихся архивных документальных доказательств принятия решения о предоставлении жилого помещения не может служить основанием для признания вселения истца незаконным, поскольку обязанность по правильному оформлению документов лежала на наймодателе жилого помещения в силу положений жилищного законодательства, в соответствии с которыми договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
При таких обстоятельствах при фактическом вселении истца в предоставленное жилое помещение, учитывая, что ответчики не оспаривали правомерность его вселения в квартиру, исполнения обязанностей нанимателя, само по себе отсутствие ордера на вселение не может служить препятствием к возникновению у истца права пользования жилым помещением.
Орган местного самоуправления не возражал против проживания истца и членов его семьи в спорном жилом помещении, не оспаривал его прав.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между истцом и администрацией Волгограда фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, которые продолжаются и в настоящее время.
Доказательств, опровергающих доводы стороны истца, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления администрации Волгограда от 26 декабря 2017 г. № 1978 «О делегировании функций МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» функции наймодателя при заключении, изменении, расторжении договоров социального найма жилых помещений от имени администрации Волгограда делегированы МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики».
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, признать за Шадриной Мариной Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, общей площадью 30,9 кв. м, жилой площадью 18,2 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
При этом настоящее решение является основанием для заключения МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» с Шадриной Мариной Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора социального найма жилого помещения, общей площадью 30,9 кв. м, жилой площадью 18,2 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, с включением в договор в качестве члена семьи нанимателя дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Шадриной Марины Сергеевны к муниципальному казенному учреждению «Служба по обеспечению реализации жилищной политики», администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма удовлетворить.
Признать за Шадриной Мариной Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, общей площадью 30,9 кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Данное решение является основанием для заключения МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» с Шадриной Мариной Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора социального найма жилого помещения, общей площадью 30,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с включением в договор в качестве члена семьи нанимателя дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда.
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2024 г.
Судья Л.В. Данковцева